pelevin-soperniki-i-damaТемы анализа образов соперника, спутницы - Прекрасной дамы героя в текстах известного писателя Виктора Пелевина победили в голосовании на сайте. Благодарю всех, кто участвовал в обсуждении за голоса, письма, сообщения. Уважаемым читателям предлагается следующий фрагмент, где речь пойдет о сопернике главного героя, о его возлюбленной, близких отношениях. Мы рассмотрим, как герой добивается благосклонности своей Дамы, что происходит с их союзом и есть ли в их поведении место закономерности.

Герои В. Пелевина: часть 2 (продолжение) 

Коротко напомню: Часть первая рассмотрения текстов В. Пелевина была посвящена разбору образа главного героя. В основном, тому, чем же он привлекает, чем его речь злободневна, почему может вызвать желание подражать.

Повторюсь, лирический герой, литературный персонаж — далеко не всегда и далеко не во всем автор. Конечно, речь идет не о реальных личностях, а о тех, кого автор описал на страницах романов. Для цитат в скобках приведены ссылки на источники: тексты В. Пелевина (сокращение по первым буквам слов в названии произведения).

Помимо Полковника у героя есть еще один соперник

Репрезентация Отца конституативно разделена на Полковника и Семпая. Как и сенсей, его помощник непосредственно связан с военным делом — Котовский командует войсками, и (СКО):

ведь поклонялись римские легионеры Митре

Котовский, Алексис Олсуфьев, Митра — кратковременный союзник, превосходящий героя, а затем вследствие обучения равный ему по навыкам. 
Пока ГГ [главный герой] осматривается, осваивается, семпай ему весьма симпатичен. По сюжету двое почти друзья. Выпивая и беседуя, они легко нащупывают общий тон вследствие схожести детской травмы, (S.N.U.F.F.):

Два брошенных неудачника… Никто не произнес этих слов, но они словно бы витали в воздухе

Но при этом Петр явно завидует статусу и внешнему лоску Котовского (ЧиП), а Рама — Митре (Empire V). ГГ проявляет осторожность во взаимоотношениях с ним. И отчасти ревнует, пытаясь продемонстрировать Отцу, что именно он, а не семпай, годен звания преемника.

И в СКО присутствует старший персонаж, пусть и не очень явно; это сестра А Хули, "весьма развитая" лондонская лиса. Мужской вариант — это Михалыч, волк-сотрудник Александра, первым нашедший Адель. Мы многое о нем узнаем (СКО):

волевой подбородок, стальные глаза, льняная челка. Но какая-то трапециедальность неблагородных пропорций делала это лицо похожим на западный типаж условного противника времен холодной войны. Киногерои такого рода обычно выпивали стакан водки, а затем закусывали стаканом, говоря сквозь хруст стекла, что это starinny russki obychai

Соперник кажется неуклюжим, но хитер и вынослив. Внешняя неповоротливость и показная добродушность компенсируются в бою мастерством, опытом, то есть соперник, как и отец, воплощает идеальные черты героя.

В СКО об Александре говорится как о медведе, которому удалось похудеть — старший персонаж явно связан с Отцом. Рама склоняет на все лады корень бер, берлога, когда упоминает правящую партию. В ДПП фамилия повзрослевшего Степы — Михайлов.

Возможно, речь идет и о проективной идентификации с соперником.

Непосредственно к Михалычу прикреплен бичуемый осведомитель Павел Иванович, пожилой гуманитарий, "лижущий жабу". Осведомитель всегда идет в паре с осведомляемым. Схожий образ есть и в рассказе Тхаги:

...в юности имел беседу с медведем–прокурором и навсегда усвоил, что в России он просто малая булка, которая никуда ни от кого не уйдет, – но постепенно приладился в этом скромном качестве, обжился и неплохо так покатил ... напоминал теперь усталого следователя, хорошего по своим человеческим качествам, но из–за нехватки кадров вынужденного поочередно работать то хорошим, то плохим

Тот же прием с использованием двух персонажей есть и в S.N.U.F.F.'е .

Бичуемый идеолог режима Анри работает вместе с пилотом Карповым,

о значении самолетов, военных и военной техники см. первую часть статьи, раздел Как обеспечивается узнаваемость образа. 

который по виду несимпатичен, неповоротлив, но считает себя профи. Младший герой, новичок Грым обречен когда-то выйти из поры юности, обрести статус и стать чьим-то семпаем. Но для этого должны пройти годы, а пока ГГ молод, и он об этом не думает. Карпов, соперник юного героя, вынужденно становится рассказчиком.

Практически во всех текстах у ГГ с семпаем происходит размолвка из-за Прекрасной Дамы. Соперник предлагает ей сожительство, приглашает кататься, угощает и поначалу побеждает героя на этом поле (ЧиП, EV). А затем ГГ находит способ избавиться от третьего лишнего.

boys pelevinНо Прекрасная Дама — только предлог. Ее симпатия — знак статуса, формальный повод, ее функция состоит лишь в официальном выборе. Этим и объясняется абсентеизм ГГ по отношению к ней. В S.N.U.F.F.'е указано прямо: Дамилола, старший герой, сам подливает молодому орку свою пьянящую суру.

Зачем нужна ссора с соперником

В Проблеме вервольфа явно рассказано о причине неприязни: это принятие в додзе, и чтобы в глазах наставника получить репутацию, нужно подняться над его (бывшим) фаворитом. Точно так же А Хули приятно принять передачу Желтого господина вместо И Хули (СКО). Теперь позволят занять почетное место в первом ряду за сенсеем, покататься в казенной машине и взглянуть на орден Октябрьской Звезды.

"А вот что это за два зубастых хищника (по форме напоминающих толи куриные окорочка, то ли ножки Буша), охотящихся за рубиновыми пятиконечными (уж не кремлёвскими ли? – Т.Л.) звёздами? Во избежание вызова в Резерв Маниту, пожалуй, лучше не строить гипотезы" - предостерегает в рецензии Т. Лестева. "Ни разу в метро Санкт-Петербурга, самого читающего города мира, мне не удалось увидеть ни у кого из пассажиров книгу Пелевина, за исключением самой себя" - делится наблюдением тот же автор в статье Виктор Пелевин. За или против? за 2011 г. 

Поэтому в Проблеме вервольфа Саше нужно придумать ряд оскорблений, пусть и нелепых, чтобы был формальный повод вцепиться в горло сопернику. Повод необходим для обоснования символического убийства. Прежде чем совершить нападение, нужно приписать жертве (семпаю) какое-нибудь дурное качество. И убедить себя в том, что завоевать Даму велит сам Отец. Тем самым борьба за статус обретает вид благородного сражения за справедливость. 

Примитивные эго-защиты помогают без колебаний устранить соперника, который лично ГГ, по сути, ничего плохого сделать не успел. В саге о вампирах Митра относится к Раме скорее благожелательно, пусть и с небольшой иронией. Этим-то он и вызвал симпатию героя при первом знакомстве. Митра виноват лишь тем, что более удачлив в ухаживаниях и в начальственной иерархии. Не каждый взмах сулит удар. Волчата в стае иногда грызутся, но ():

может быть, все мы вместе и есть эта собачка с пятью лапами?

Окончательно их стравливает Полковник, Имя Отца. В Вервольфе именно Лебеденко подсказывает Саше технику поиска повода для схватки. В ранних текстах это передано буквально (ЗиШ):

...долетел сумасшедший крик Затворника: – Шестипалый! Беги! Клюй его прямо в морду! ... И Шестипалый испугался, до такой степени испугался, что все его действия приобрели сомнамбулическую безошибочность, — он изо всех сил клюнул вылупленный на него глаз сразу стал с невероятной скоростью бить по потной морде бога руками с обеих сторон

Именно жизнь среди избранных способна на короткое время дать ощущение свободы, ровно до тех пор, пока герой не разберется, где у новых товарищей находится "Фудзи". И он ставит себе следующую, но не новую, цель — подняться на очередную вершину.

"Возвращение к человеческому облику, к реальному существованию оказывается трагичным" - Лихина Н. Актуальные проблемы современной русской литературы. Постмодернизм. - Калининград, 1997.

Фаллометрия доходит до гротескных форм. Герой не успокаивается в стремлении сравняться со своим Идеальным Я. В Empire V Рама тщится победить Митру в текстосложении. В СКО Михалыч прямо говорит А Хули, что у него пенис больше, чем у Саши. Высшая раса небожителей обитает на больших шарах, с которых затем — не без орочьей помощи — их стаскивают (S.N.U.F.F.).

dama boys pelevin

Паланик в своем SnuFF'e объясняет, что это за символический соперник:

Это был гениальный ход: превратить съемку в соревнование. В гонку эрекций. Если нескольких самцов поместить в непосредственной близости друг от друга перед половым актом, у них повышается количество семенной жидкости. Эти исследования проводились на животноводческих фермах, где быков подпускают к готовой к оплодотворению корове не поодиночке, а группами. В результате чего у быков повышается количество жизнеспособных сперматозоидов, и производительность семени значительно возрастает. Из-за более сильного сокращения мышц таза... Приемы для порно на базе методов современного животноводства

Символический соперник необходим при проблемах воспроизводства, но не только. Нельзя забывать и о проблематике Другого. Итого, соперник очень полезен, так как он не только поддерживает качество эрекции, но и удовлетворяет желание, рождаемое нехваткой (подробнее см. у Ж. Лакана).

ГГ разбивает сложившиеся, но некрепкие пары ярких нарциссичных личностей, хотя окончательный выбор делает именно

Прекрасная драма

В S.N.U.F.F.'е ПВО условно разделяет на два образа не только ГГ, но и ПД [Прекрасную Даму]. Она поделена на 

  1. по-орочьи вульгарную и цепкую, но симпатичную энергией и молодостью Хлою 
  2. роботизированную секс-игрушку, куклу "суру высокого класса" Каю. 

Мифологема для романов ПВО прежняя, предыстория такой героини была описана Мухой еще в Жизни насекомых.

Имена снова-таки говорящие. Хлоя — это и нанятая для наблюдения элитная проститутка (фильм-римейк Chloe, 2009). И модный бренд, выпускающий сумки, которыми в тексте кичатся все Дамы. И подростковый сериал. В Гламораме Б.И. Эллиса (1998) Хлое — лечащаяся от наркозависимости девушка одержимого мыслями о камерах, слежке, и собственной внешности гомофоба Виктора Варда. Кроме того, близко по звучанию украинское хлойда (вар. хвойда) — потаскуха. В СКО Александр сравнивает А Хули с цветком. Редкий вид ПД выращивается в специальной оранжерее, ведь имя "Хлоя" означает "цветущая".

На портале http://www.izvestia.ru/news/296562: "Может быть, Пелевин задушил в себе критика и публициста, философа и филолога, метафизика, психоаналитика и семиотика? Или школьного учителя? Право же, невольно возникает такой вопрос, когда читаешь, например, доходчивый и ясный разбор сказки "Аленький цветочек" (Н. Александров). Все может быть. А с мнением авт. этой ст. об Аленьком цветочке можно ознакомиться в ст. Красавица и Чудовище как история об обмене фалличностью.

kaiКаем же звали прелестного мальчика с осколками кривого зеркала в глазах и в сердце, попавшего в царство льда в сказке Г. Х. Андерсена. А еще Кай Кисуку — герой серии видеоигр, выделяющийся французскими корнями и способностью резать правду-матку подобно подростку-максималисту.

Либо просто -кая без дхармы, т.е. тело.

Кажется, что девушки отличаются друг от друга, так как прекраснейшей Кае противопоставляется простоватая и нелепая в провинциальном гламуре Хлоя, но это только на первый взгляд. 

Все эти типажи суть одно — и Анна, и оркская Хлоя обожают прокатиться цугом: просто Анна еще как-то пытается оформить это "под дискурс", написав на борту ландо непотребщину. А Хули попросту умиляет автопропуск на стекле майбаха. Хлоя еще более откровенна, когда говорит о бесцельном катании на черном джипе (S.N.U.F.F.):

Представляешь, каждый день так ездить... А я бы всю жизнь могла

И Хлоя, и Кая наряжаются в одинаковые остромодные майки. Гера долго растолковывает простоватому Раме смысл гламура на доходчивых примерах. Аксинья в Т становится светской львицей и автором литературных поделок с претензией на смысл. Очень наглядно трансформации изображены в доведенной до гротеска сцене с зеркалом в старом советском кинофильме.

О нем упоминает Р. Литвинова в интервью Известиям (2012).

svetliy putИ Кая, и А Хули — обе промышляют сексом с несимпатичными персонажами ради пропитания. А Хули эмоционально отстраняется и забавляется наблюдением за тем, как ее партнер елозит по кровати во время акта. Кая обрушивается на него с обвинениями. Обе после полового акта демонстрируют презрение к партнеру. Обе порываются уйти и уходят. После А Хули остается черная звездочка, выжженная на земле, а после Каи — черное сердечко ♥ на мониторе. Хлоя, Кая, Мюс крадут или тратят все деньги своего партнера, Аксинья похищает сюжет и факты частной жизни графа, А Хули мешает социализации и карьерному росту волка.

Но все ПД рассуждают о духовности (интервью ПВО, 2004):

Моя героиня — очень тонкая и возвышенная особа

И там, и там гнусный политтехнолог бичуем, когда рассказывает о юной Рассеи, а затем наводит легавых на временный приют дамзель (СКО):

Павел Иванович получил три таких плетки, которых не постыдился бы и Мэл Гибсон. И хоть эти три плетки были гипнотическими, по его спине потекла настоящая кровь

Кая говорит о Хлое (S.N.U.F.F.): 

Сапоги, хлыст, кожа. Главное, вполне в духе оркской национальной традиции. Аутентичненько. И работа премилая — я бы этого мерзавца тоже с удовольствием отхлестала до крови…

О ширпотребной книге Аксиньи, в которой она повествует о садистских наклонностях графа, говорится так (Т):

Главная мысль книги – даже не мысль, мыслей там нет, а тот, так сказать, sales pitch, из-за которого ее читают молоденькие девушки – как раз в том, что пресыщенного и развратного аристократа возбуждает не изысканная утонченность, а, наоборот, предельная вульгарность и неотесанность, соединенная, конечно, с известной физической привлекательностью

То же можно обнаружить и в рассматриваемых нами текстах там, где речь идет о главных героях... nobody cares.

Требования героя к своей спутнице

Итак, дама должна быть весьма притягательна физически, чтобы на нее обратил особое внимание эдакий специалист по зауми (S.N.U.F.F.):

была очень хороша собой — я имею в виду, конечно, для биологической женщины

Кроме того, ей вменяется ряд непростых обязанностей: Прекрасная Дама не болеет, почти не пахнет, почти не ест и почти не пользуется туалетной комнатой. Она постоянно должна поддерживать ауру юного, идеально здорового и свежевымытого существа (S.N.U.F.F.).

Зачем? чтобы никакими природными проявлениями она не нарушила прихотливое и сложно сконструированное желание. С учетом открепленного на ряд вторичных защит либидо, которого на коитус остается не так уж много. И чтобы не нужно было тратить время на искреннюю заботу о ней.

Для того, чтобы контролировать ее проявления, от нее требуется статичность, послушность, мертвенность. Ведь живой человек нет-нет да и нарушит строгие предписания, как бы усиленно не поддерживались установленные правила, отсюда само выражение человеческий фактор.

kokoshka self-portret with dollПо мере развития Идеального Я герою становится недостаточно даже оборотня-лисы (СКО):

Человеческое любовное влечение – крайне нестойкое чувство. Его может убить глупая фраза, дурной запах, неверно наложенный макияж, случайная судорога кишечника, что угодно

Герою необходим тотальный контроль. И бумага, и кукла все стерпят — хоть туши о них окурки. 

Название главы S.N.U.F.F.'a Damsel in Distress, кстати, может означать фетиш у некоторых БДСМщиков. Мотив сковывания снова всплывает в связи с Хлоей и ее любовником: он обещает дать ей все материальные и социальные блага, которых она хочет, если та позволит связать себя.

Есть способ борьбы с постоянным желанием Каи повлиять на сожителя словами. Попросту отключить, обесценив тем самым любые ее высказывания (СКО): 

Мне, милая, жалко таких дальнобойщиков, которым в качестве консультанта нужна говорливая минетчица. Далеко они не уедут

Выдернув провода, можно избавиться и от Акико (Акико). Отключение куклы, затыкание рта — садистичное действие, сенсорная депривация.

Весьма подробно описано мстительное командование Прекрасной Дамой. Чтобы повлиять на Каю, изменить ее поведение и речь, достаточно покрутить ручки настройки — "кручины". Впрочем, с такими ручками для управления медиателом Богини читатели сталкивались и раньше ():

... на Татарского большое впечатление произвела одна деталь — на видеомагнитофоне было круглое колесико с рукояткой, вроде тех, что бывают на швейных машинках, и с его помощью можно было вручную прокручивать кадры

Все фетишизируемое протоколируется до мелких деталей: прическа, бренды одежды, парфюм, коктейли и даже диета. Волк сам придумывает для лисы имя.

См. историю похищения Наташи Кампуш, в ее тексте "3096 дней" подробно рассказывается о контроле, который установил над ней похититель Вольфганг Приклопил и о внимании, которое он уделял вопросу ее питания. 

Женским украшениям придается особое значение: в СКО А Хули сама заказывает и конструирует их, в Тхаги

В ее ушах блестели две серебряные монетки, красиво приспособленные в качестве сережек

Впрочем, трудно говорить о необычности такой постановки вопроса, так как тему подобного имиджа раскрыла Тэффи еще лет сто назад:

Демоническая женщина отличается от женщины обыкновенной прежде всего манерой одеваться. Она носит черный бархатный подрясник, цепочку на лбу, браслет на ноге, кольцо с дыркой "для цианистого калия, который ей непременно пришлют в следующий вторник"... пояс демоническая женщина позволит себе надеть только на голову, серьгу на лоб или на шею, кольцо на большой палец, часы на ногу. За столом демоническая женщина ничего не ест. Она вообще никогда ничего не ест...

ПД должна в этот каноне быть мальчиковатой, подтянутой (СКО):

от 14 до 17... тело тонкое и стройное, без капли жира, с великолепной рельефной мускулатурой

либо молодиться, и обязательно "épater la bourgeoisie à la ce coquin de Rimbaud"©

bokunopiko as AXyli

Рост чуть выше среднего, худые бедра, короткие волосы, резкие движения души, реакции и потребности перетренированного тела. Классика вытесненного влечения. Ничего женственного, что могло бы напомнить мать, но явный мужественный акцент. Хотя (СКО)

за мужчину лису не примешь

но (ЧиП)

эту красоту сложно было назвать женской.

В Чапаеве ПД описывается так:

Она была острижена совсем коротко — это даже трудно было назвать прической. На ее еле сформированную грудь, обтянутую темным бархатом, спускалась нитка крупных жемчужин; ее плечи были широкими и сильными, а бедра чуть узковатыми. У нее были слегка раскосые глаза, но это только добавляло ей очарования ... Даже моя раскованная фантазия не смогла бы перенести эти глаза, лицо и плечи в горячий мрак алькова. О нет, она не годилась для трипперных бунинских сеновалов!

Что характерно, после соития с ПД на сене герой мучим абстинентным синдромом (Т):

– Ты бы прибралась, – сухо бросил Т.
– Аль не ндравлюсь? – обиженно спросила Аксинья. – А только что ндравилась…

Почему с Дамой не ладится секс

Герою приходится идти на ряд полумер и компромиссов. К ПД после акта он склонен относиться раздраженно и отстраненно. ГГ раздражает ее жертвенность ("Вечная Мэрилин Монро, богиня порно, приносящая себя в жертву" — SnuFF Паланика) как синоним женственности. Волк корит себя за "хвостоблудие", граф Т. вместо блаженной расслабленности и свободы после близости ощущает досаду. Карпов ложью и манипуляциями принуждает куклу к нежности. Рама сподобился лишь куснуть Геру, а эликсир баблос после принятия оставляет абстиненцию.

Говоря о красоте и об отражении Идеального Я в женском образе, герой ведет речь идет о комплиментарности и о трансфере, когда нащупываются тонкие струны восприятия. Но поскольку для невротика влечение грозит кастрацией, то после первого же эмоционально насыщенного акта настигает вытеснение и перенос ослабевает. Слабости переноса способствует и склонность ГГ к пограничным состояниям психики (сцена с топором в Т). И от тщательно сконструированной ПД остается только (СКО):

маленькое сухое существо со злыми глазами... некрасивая, в сущности 

Это (и снова Чак Паланик):

заколдованная принцесса, такая тупая, что она даже не понимает, как у нее все запущено

та самая, которую в Принце Госплана герой увидел в образе грязной швабры и пнул ногой.

Кроме того, у нее нет репродуктивных органов, а только (СКО):

эластичный мешочек-симулякр

Это гарантирует отсутствие менструаций и потомства. Граф Т. переживает:

Почему она стала прятать свое тело? – думал Т. – Уже увяла? Может быть, ее изуродовали роды...

А Хули говорит о влагалище:

эта рана не заживет никогда

Классика — переживание о материнской травме, которую подробно разбирал снова же З. Фрейд; кроме того, такая агрессия рассматривается в теории объектных отношений. Но не будет отвлекаться.

Для счастья в S.N.U.F.F.'е требуются два ингредиента.

1. Первый — Ханналора. Ханналора в романе это название летательного аппарата наподобие "ласковой и умной морской свинки"

(см. означающие свиньи в разделе о смене парадигмы)

Ханналора у М.Уэльбека — имя немолодой постоялицы nude-пансионата, с удовольствием занимающейся оральным сексом со случайными знакомыми (Houellebecq M., Les particules elementaires, 1998). 

Но аппарат несет на себе камеру с холодным беспристрастным взглядом пилота и грозди боевых ракет /то есть частичный дозеркальный родительский объект/. 

2. Второй ингредиент — кукла. Прелестная стриженая под мальчика кукла, рассуждающая о дискурсе, которой можно в любой момент затыкать рот, чтобы заняться сексом.

Притягательность Дамы опасна, под ней прячется исступление. И Кая, и Хлоя попеременно пребывают то в фазе ярости Кали, то в фазе Лунного льда. Анна (ЧиП):

припала к прицелу, и ее лицо исказилось гримасой холодной ярости

kali1Там же: 

Она великолепная пулеметчица, — сказал Чапаев, — так что опасайтесь вызвать у нее раздражение.

Как и голая крашеная статуя (Зал поющих Кариатид), Хлоя с легкостью приканчивает бывшего любовника. В Тхаги наивного любителя приключений убивает служительница культа Кали. А Хули тоже в ответе за смерть сикха, она ставит "раком" милицейский субботник, лупит бутылкой дознавателя (СКО):

ее глаза глядели зло и внимательно

Рама руками Геры устраняет соперника, более удачливого сексуально (EV). Раме в этом плане полностью соответствует Грым.

Послушный Даме герой

(Эрик Берн писал о подобном паттерне как о Красной шапочке - Берн Э., Люди, которые играют в игры, цит. по изд. 1992): 

это тот спаситель, которому нравиться наказывать побежденного соперника с помощью милой маленькой особы. Перед нами явно подростковый сценарий

Ergo, в том ли мораль, что герою нужно вести себя осторожно с девочками, которые выглядят наивно?

Как Волку рядом с Дамой обрести волчность

Все девушки в текстах Пелевина В.О. кидают гламурные понты, даже если вслух говорят о них презрительно. Но все и так понятно по манере катания с Котовским и по швырянию перстней в залив. Подчеркиваются разного рода казусы с украшениями по причине "не такой" надписи (у Мюс, у А Хули), что может в ряде случаев указывать на специфические трудности Эдипа. Показным пренебрежением они пытаются обескуражить тех мужчин, которые обладают ими как статусным аксессуаром.

Но если герой в тени Отца гламуров не имеет, на нем эта схема не срабатывает. Дама удивляется его равнодушию и искренне впадает в перенос, оказывая ГГ много внимания.

При акцентуации эротомании под действием проекции как защиты от психоза, ср. с позицией Г. де Клерамбо.

И какое-то время он соглашается снисходительно выслушивать из ее уст поучения и дискурс. Видимо, она искренне стремится помочь ему стать настоящим мужЫком так, как сама понимает мужественность.

Герой действует по пассивно-агрессивной схеме, подспудно накапливая злобу и разрешения на выплеск раздражения. Ему не нужны чужие советы чисто агрессивного толка, поскольку в его типе невроза важную роль играет покорность Отцовской репрезентации. До поры до времени проявлять себя нельзя, как герою сказки, например, Федоту-стрельцу, пока тот не выполнит все задания царя. Поучения барышни излишни потому, что разрешение герою может дать только Отец (или он сам в отцовской роли, что суть одно).

Почему же он продолжает ее слушать?

Он просто ждет, когда ее перенос усилится и ситуация станет для него безопасной, а пока пусть поговорит. Тем более, что общие темы для разговоров у них есть.

Условие мужественности ГГ — умение обесценить любые высказывания Дамы, деактуализируя указание на реальную проблему и далее — на необходимость (совместного?) анализа. Нужно, чтобы она не генерила контент, провоцирующий невротическую тревогу. Ведь когда она показывает свой фаллос (лисий хвост в СКО), люди теряют память, волю, жизнь.

sonia kill it with fireВсе героини упорствуют в истерической манифестации фалличности и находятся в поисках Господина, которого сразу же по окончанию мазохистского порыва стремятся свергнуть.

Если упоминать о проблематике эротомании, то такую Даму герой будет интересовать до тех пор, пока он всецело ей не принадлежит (за детальным изложением можно в т.ч. и к Ж. Лакану). 

ГГ прав в деталях, отзываясь о сексуальности истерика пренебрежительно — это не зрелое генитальное влечение, а приманка, рассчитанная на постоянную борьбу без правил. Есть и специфическая мстительность Дамы. В то же время сам ГГ крайне непоследователен в артикуляции Желания.

Поэтому инстанцией, оценивающей пригодность дискурса, должен быть лишь герой (СКО): 

сверхоборотень может быть только один.

Герою нужно успеть уйти первым, нанести удар первому, а не то будет уже слишком поздно. И слово было у ГГ, и слово было ГГ. К чему это приводит?

До него вдруг дошло, что этот замедленный, клейменный стыдом мир, где живые существа блуждают, сталкиваясь в космической пустоте, но никакая близость между ними во веки веков невозможна, в точности отражает мир его сознания. Холодный, тягучий. Если где-то существовало тепло, оно пряталось в единственном горячем месте — между ног у женщин; но этот источник тепла был недостижим... Становилось все очевиднее, что дела Брюно плохи: друзей у него нет, девушки пугают его, и вся его юность — одно сплошное удручающее поражение. Осознав это, его отец ощутил, как на него наваливается все возрастающее чувство вины.

Houellebecq M., Les particules elementaires, 1998. Видимо, это и есть "новый идеальный, а в чём-то и по-старомодному романтический мир" (Г. Муриков, Параллельные миры. ХХI век)

Умри, Фромм, — о некрофильских тенденциях лучше не скажешь. Господа, но ведь этот сюжет был подробно разобран еще прошлом веке... бида, бида.

Отношения, которые скорее удручают, нежели радуют

ГГ и ПД имеют много схожего. Они хорошо понимают друг друга: оба они находятся в зависимости от авторитетных личностей и организаций. Правда, ГГ предпочитает об этом лишний раз не думать, а лиса, наоборот, бравирует своим статусом. Мысли о значении происходящего она (СКО):

давно сдала на вечное хранение, так пыли меньше

и при этом считает, что

гордо идет вперед при ясном свете дня

Подобно тому, как Володин растолковывает новым русским пути отечественной саньясы (ЧиП), Насых забавляет приятелей байками о нефтяных душах (МКФМ), А Хули Азисская пытается проповедовать даже грачам-таксистам.

У М. А. Булгакова Маргарита разорялась словами меньше, хоть и ругала непечатно за коньяк. Сдержанность как изящность - ускользающая тень Belle epoque...

А Хули и Александр так и не смогли выслушать и услышать друг друга. Каждый из них претендовал на главенство, пока они были относительно равны. К тому же, Волк переживал паритет с лисой-по-вызову как крах и моральное падение. Все попытки ПД рассказать о своих чувствах героем пресекаются. Он либо уходит, либо просит ее успокоиться и помолчать (СКО):

Не надо, – сказал он. – Прошу тебя, не надо. Не сейчас.

При усилении переноса Волк становится псом и отказывается от реального секса. За перенос нужно расплатиться отказом от объекта. Чем сильнее желание, тем интенсивнее приходится его вытеснять — ведь если ему поддаться, можно угодить под кастрацию.

А Хули поддерживает отказ от близости и "от вульгарного секса", так как раздавленный переносом партнер может (СКО):

...рассчитывать на мою симпатию. Но не страсть.

Ей нужен лишь Господин, а как только Господин появляется, она делает все, чтобы свергнуть его с пьедестала.

В конце Священной книги от отношений остался лишь совместный просмотр фильмов — отказ от себя, самоотождествление с киногероями и символический секс вплоть до галлюцинаций, а говорить было не о чем. А Хули считает, что рядом лежит "мирная черная собачка" и постоянно кладет на нее ноги, хоть та и рычит тихонько (СКО).

Но затем Саша отказывается и от такого секса, когда артикулирует (СКО):

Вот оттого у меня все проблемы... что ты меня любишь.

kotofey 3Когда речь заходит о vagina dentata, Александр не выдерживает и плачет. Он отрекается от любовного симбиоза с партнером, чьим условием является подчинение, и решается на одинокую жизнь солдата aka эскалацию невроза

но здесь не будем вдаваться в длительные клинические подробности, интересные лишь специалистам

Интересно то, что за отказ от женской репрезентации герой обретает сверхспособности. Отныне он может проявлять фалличность и побеждать соперников. Правда, теперь он бледнеет, напрягается и отшатывается при попытке его поцеловать. Попытка лисы дать ласку и усилить тем самым трансфер вызывает в герое (СКО):

отчаяние, уравновешенное яростью.

Цена такого решения — отсутствие доверия и близости, Саша называет его "сексом наоборот". Герой воспринимает лису как (СКО):

игрушку, собственность и статусный символ-трофей.

Черный пес в первую очередь убивает лампочку, чтобы скрыться от взгляда Другого, затем символически наступает поллиттехнологу Татарскому. Видимо, за то, что тот молится на Иштар. ГГ в приказном порядке заявляет о том, что он главнее, уходит в Мир Мужчин и, может быть, даже полетит в космос. Передать окончательное решение он присылает соперника, которому тем самым уступает свою Даму. Очень удобно, если подруга далее позаботится о себе сама или как-нибудь по-быстрому просветлится.

В Empire V покровы сорваны — дискурс это тоже гламур, поэтому умняк-мутняк отныне можно посылать совершенно невозбранно. После перехода на новый уровень психосоциального развития отношения герой-дама становятся невозможны либо чисто физически, либо вследствие радикального дистанцирования. За умняк торжественно отрежут голову (EV) раз такая умная, ибо нефиг. За усиление переноса у героя Гера-Hera лишается тела.

В последующих романах Т и S.N.U.F.F. герой высказывается о Даме еще более пренебрежительно: лейтмотивом звучит "Ну туупыые" с интонациями М. Задорнова. При этом героя раздражает и расстраивает притворство, а недалекие наивные экземпляры быстро надоедают.

Глубинная логика поведения Дамы

Зачем же нужно это постоянное умничанье, кренящееся в назойливость, пересказывание дзенских боянов, кокетство и предательство?

Совсем просто: герою нельзя умную маму, потому что в анамнезе сильный папа. Можно глупую-неженственную, но ее не хочется, а хочется кокетливую-соблазнительную. Никто не отменял классического комплекса Мадонны-Блудницы. Притворство возбуждает. А это страшно, тревожно, ведь рядом более успешные соперники и маячит Имя Отца.

Чтобы обезоружить и подчинить Даму, герою нужно перехватить инициативу. Поэтому она должна быть эрудированной, сообразительной (чтобы вызвать желание), но не слишком (чтобы дискурсанту легко было доказать словом или поступком вздорность ее аргументов). Затем можно будет заняться сексом, не мешкая, пока еще окончательно и бесповоротно не улетучилась аура ее очарования (Т):

Все так же глупа, – сказал Т. ... ее волнующее бытие есть всего лишь искаженное отражение моего собственного, чистая иллюзия — в сущности, я просто кривляюсь перед сложно устроенным зеркалом.

В S.N.U.F.F.'е весь дискурс из девичьих уст регулируется на специальной консоли, и за этакую полезную опцию уплачено столько денег, что герою аж страшно подумать. Посему пусть посидит на диване молча, а то ведь  (S.N.U.F.F.)

все время врет и сучествует, и сама понимает, как завралась, но сделать ничего не в силах, и в глазах у нее тоска и страх.

В чем же суть ее обмана? 

Название сборника Ананасная вода для прекрасной дамы является перефразом строк Маяковского, из чего ясно, в каком качестве используется оборот "Прекрасная Дама".

Маяковский В., Вам, 1915. Впрочем, тот же Маяковский при просьбах Лили сбегать туда-сюда за ее сумочкой артикулировал позицию намного более обтекаемую. 

Возможно, в данном контексте уместно будет вспомнить способы опротестовать высказывание в различных клинических формах бреда. Патологический ревнивец не признает субъект и превращает высказывание "я мужчина, я люблю его как мужчину" в "это не я люблю мужчин, это она их любит".

См. анализ психоза президента Шребера, З. Фрейд.

То, какая подавленная ярость таится в ГГ, видно в более раннем рассказе Ника. Соперник совокупляется с его кошечкой прямо у мусоропровода, и за это провинившуюся ждет изгнание, а затем — смерть в зубах огромной псины.

Вопреки подобной чувствительности к предательству ГГ упорно длит специализацию на кошках, проститутках, секс-куклах. То есть выбирает объекты, которые не рассчитаны на хранение верности по определению. Герой, такой, каким он описан в тексте, имеет возможность частично идентифицироваться с этими объектами по нарциссическому типу привязанности. Но затем, после их предательства, ГГ мстит, удаляя эти объекты из своего мира. Он склонен пассивно-агрессивно сводить счеты как за женственность (коя суть обман, маскарад, притворство), так и за ум. В более поздних текстах наказание неизменно присутствует, только камуфлируется сложнее: рационализируется, отрицается, смещается, откладывается.

Все, что остается Даме — правдами и неправдами раздобыть сумочку из кожи добермана, модное платье (Один Вог) и поехать кататься в надежде, что ее воги заметят и оценят по достоинству.  На джипе a la Хлоя или на велосипеде — А Хули style.

glamour girlНевеселая перспектива — взамен на обслуживание биологических и части социальных потребностей отказаться ото всех интеллектуальных. Впрочем, так ли уж они ей нужны?

Без качественного аналитического аппарата и без опыта клинической практики ГГ нелегко общаться с Дамой. Что, помимо нестойкой трансферентной зависимости, позволяет этим отношениям существовать?

Читаем в СКО:

Набоков проговаривается не тогда, когда описывает запретную прелесть нимфетки. Страницами не проговариваются, страницами сочиняют. Он проговаривается тогда, когда скупо, почти намеком упоминает о внушительных средствах Гумберта, позволявших ему колесить с Лолитой по Америке. 

И чуть далее:

Покажи я любому ученому подобное знание классического канона, он залез бы в долги, но наградил бы меня двойной оплатой и еще прислал бы домой стихотворное письмо, привязанное к ветке сливы. Возможно, по старой памяти я рассчитывала на нечто подобное.

Возможно, тут проговаривается сама А Хули.

Мюс убегает, Кая убегает, Дора уже убежала

В ДПП описан еще один типаж женщины, владеющей структуралистким дискурсом. Это Мюс, филолог из Лондона.

Зачем Мюс нужен дискурс? Чтобы получать гранты на изучение фольклора про олигархов и проедать их.

Мюс со Степой идут на заседание литературного семинара, где она должна прочесть доклад. Мюс очень гордится и весь день репетирует. Но когда Мюс понимает, что Степа не только не вникает в ее речь, но и ни чуточки не стремится к этому — она впадает в истерику, убегает, прячется в слезах. Впрочем, так, чтобы ее было легко найти. То есть, к себе Мюс так и не применила все те умные слова, что произносила с кафедры: она ретранслирует доклад для другого, ей глубоко небезразлична реакция Степы, и вне этого дискурс теряет смысл.

Видимо, отсутствие модельных параметров внешности толкает ПД постоянно демонстрировать Другому привлекательность интеллектуальную, что не нужно Степе. Лисья охота не понравилась затем и волку (СКО).

Герой вроде бы не требует от нее внешних данных, но с другой стороны для него очень важна эффектность спутницы. Это вопрос статуса.

imagesГерою вроде бы нравится, что к нему относятся как к источнику удовлетворения, а не денег, но он не стремится с ней сблизиться на глубинном уровне. Степа не задумывается о том, чтобы дать ей цельное наслаждение, полное человеческого тепла и искренности. Он лишь наблюдает сквозь ряд проверок, справедливо опасаясь, что его защиты при обнаружении подвергнутся критике. Степа никогда не раскрывается до конца сам и не предпринимает попыток узнать ее.

Впрочем, Мюс до последнего надеется, что сможет изменить отношения со Степой, переиграв его установки на интеллектуальном поле. Вот на что нацелен ее дискурс.

Эта связь стала совершенно несносной с тех пор, как на приеме у Беназерафа его возлюбленная повстречала Делеза и обзавелась манерой чуть что пускаться в глубокомысленные разглагольствования, оправдывающие порнографию.

Снова М. Уэльбек, Элементарные частицы 

Мюс требует от Степы схожести с Пикачу, по сути, с ее представлениями о культурном партнере. Она пытается победить его в дискурсном турнире, заставляя принять западный social engagement, consumer identities и moral tolerance, но Степа только копит мстительность — далеко не только (ДПП):

лень мешала ему выяснить, каким должен быть образцовый Пикачу.

Степа дает ма"Мусе" звание первого референта с правом финансовой подписи, но такого социального статуса ей недостаточно. И снова происходит соревнование за фалличность интеллектуальную.

Мюс названа умницей и настоящим профессионалом за то, что была способна интуитивно нащупать логику Желания Степы. Но результирующего требования, а не его источников. Видимо, Степа комплексовал, когда она объясняла ему вещи, которые он сам хотел ей истолковывать. Поэтому вместо того, чтобы приоткрыть ей истинные причины своих поступков, он молчал, а говорить приходилось Мюс. Так же, как и Лисица поучала Волка, Анка — Петьку, а Аксинья пересказывала коан графу Т., надеясь хоть так растормошить его.

Впрочем, дискурс для героя так и остался (ДПП):

чем-то вроде дисконтного пениса из Болгарии.

Кая с помощью сложных ухищрений и в обход его Идеального Я заставляет Дамилолу вникнуть в ряд культурных установок, важных для нее. Но так как инсайт не был предварительно проработан, Дамилола в переносе реагирует неконтролируемой агрессией (S.N.U.F.F.): 

поболтай с ней о снафах, о культуре там, музыке. А потом задуши. Медленно, с чувством. Чтоб обоссалась. Сделай ресет и повтори. И так раз пять, пока в подкорке не отложится.

Они не понимают друг друга — и в конце книги она убегает от него снова, только на этот раз прихватив залог его собственной социальной идентичности, деньги. То же делают и Кая, и Хлоя (S.N.U.F.F.): 

моя лапочка успела так же хитро потратить все мои деньги, как его Хлоя, чем окончательно доказала, что сура не уступит живой женщине ни в чем. И мне пришлось унизиться до низкооплачиваемой поденщины.

Ругательства, которые адресуют герою Мюс ("Жирная, лживая жопа") и Кая ("Вообще про это забудь, жирная жопа" и "Жирная слабоумная задница") удивительно схожи и несколько странны для тру-ПД, которая бы предпочла иные словоформы. Не менее обидные, возможно, но нацеленные выше пояса. Степа боится именно зада и дискурса из уст той, что воплощает материнский образ: это может помешать сексу.

См. т.з. http://drugaya.ru/content/doc498.html. На случай Степа реагирует классически, обсессивно, так что можно поберечь содержимое желудка.

Маркировка "Прекрасная Дама" наносится героем на все менее и менее изысканную в речах и поступках леди — начав с Анки, через лис-по-вызову он приходит к кукле. Иными словами, деидеализация "рулит", а вот власть образа все еще сильна.

Анально обругав, она убегает (ДПП):

Странно, но сильных эмоций не было — словно на высоком этаже души он уже знал про это.

Комплиментарно, Ватсон.

Герой в ДПП (NN) есть (и это не ошибка), но его плохо видно за нагромождениями чисел и за прочими описаниями обсессивных защит.

См. медиа-альманах Умножение за январь 2010 http://www.umnozhenie.narod.ru/vol/1/zagrebina-mif.htm

Он страдает под пятой символов и вырывается из-под их власти только лишившись фалличности — денег, влияния. Кредитонеспособность используется как формальный повод прикончить Полковника. Кастрация оказалось символообразующей.

Les apports théoriques: Les castrations symboligènes http://www.dolto.fr/apports-theoriques-castrations-symboligenes.html

Потеряв выгоду от изжившего себя сотрудничества, легче прервать действие договоренности с Именем Отца. Остается не согласиться с теми, кто называет нумерологию героя хаотичной. Нумерология его обдумана до конца, в этом ее безжалостная логика.

Кастрация: такова цена свободы. Кто же кастрирует?

Узнать об этом можно в следующей главе: Мать, Знание и Дама без вторичных защит.

Полина Ювченко для Лаканалии