При Интернет-серфинге мы неизбежно сталкиваемся с феноменом БОГИНИ форума, или – шире – целого сегмента Сети. Давайте рассмотрим его подробнее, ведь БОГИНЬ в медиа-пространстве становится все больше, и они привлекают своей простотой, красотой и космическим холодом.
Тем более что Лакан заверят: идеалы эти легко обнаруживаются, и прежде всего идеал Прекрасной Дамы. Их истоки следует искать в систематическом использовании означающего.
БОГИНЯ = медиавирус в форме концептуализированного женского образа. Но далеко не каждый медиавирус с женственной оболочкой органично войдет под кожу красноглазому Интернет-серферу, вживаясь в плоть и кровь. Да так, что тот даже в реальной жизни будет выглядывать из окна каждую бессонную ночь, надеясь увидеть БОГИНЮ, скукожившуюся на ледяном подоконнике соседней многоэтажки… Кстати, Фрейд в Трех очерках… относит такие задержки к разряду предварительных удовольствий.
СТРУКТУРНЫЕ ОРИЕНТИРЫ. КАКАЯ ОНА, БОГИНЯ?
Чаще всего она приходит к нам из аниме по какому-то комиксу, манге. Реже – из экранизаций или телешоу. Иногда это реальная девушка, чье фото и анкетные данные пошли гулять по Интернету – в таком случае, она почти мгновенно мифологизируется до нужной кондиции, а настоящие данные становятся почти не важны. Это и есть функция сублимированного творчества.
Раньше Богинями «работали», в основном, звезды кино или реальные личности. Сейчас определенный сегмент все еще принадлежит фильмам, а безусловное первенство за героинями аниме, игр, форумов.
Богине посвящают контент: то, что было извергнуто юзерами и пропущено сквозь модерацию. Тексты, коллажи и нарезки видео собираются на разделах сайтов и на специальных площадках, тем самым укрепляя и развивая легенду. Для них даже создают отдельные страницы и группы в соцсетях.
Имя пишется капслоком либо с большой буквы, что подчеркивает сакральность. Или же, если вспомнить популярное фентези Т. Пратчетта про Плоский мир и Смерть, который мужского рода: «УЗНАВАЕМ В ТЕКСТЕ ТЕМ, ЧТО ГОВОРЮ ТАК». Это первые намеки. Написание же через «а» с одной стороны, может подчеркивать ироническую дистанцию, символизировать «bug» (англ.), ошибку, а в последнее время стало употребляться с резко уничижительным оттенком. Разрыв, разлом в означающем, навязчиво привлекающий пустотой. Имя очень важно: даже то, в какой транскрипции его будут воспроизводить, порождает долгие выяснения на форумах.
Мы видим обнаженность, женскую грудь. На первый взгляд кажется логичным, что все это должно напомнить о сексе, об онанизме с порно и хентаем. Но это грубая маскировка – именно от Богини секс требуется в последнюю очередь. Далее мы увидим, насколько важна ее так называемая женственность… и женственность ли это. Не зря Лакан назвал этот регистр «схоластикой несчастной любви».
Есть мнение, что феномен Богини породило табуирование секса в СССР. Но история этого медиавируса началась намного раньше и ХХI, и даже ХХ века. Далеко не каждая актриса и далеко не каждая girl on tech internets становится Богиней. Нужно, чтобы образ соответствовал ряду условий. Чтобы разобраться в регистрах, вспомним, что это
СРЕДНЕВЕКОВАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ ЭРОТИКИ
Следуя за Лаканом, мы не станем сейчас возвращаться ко временам более ранним, чем поэзия, которую называли провансальской. Подлинной ее родиной были Лимузен и Тулуза, где с XI по XII в.в. трубадуры и труверы прославляли куртуазную любовь. В седьмой книге Семинаров Лакан, говоря о Даме, уточняет, что по всей Европе мы явно имеем дело с одной и той же системой.
Лакан Ж. Этика психоанализа. Семинары: Книга VII (1959-60).
За всей цветистостью поэзии не стоит забывать, напоминает он, что Дама сводима к определенной социальной функции, где нет места личности и личной свободе. Определяющая роль принадлежит не Даме, а поэту куртуазной любви, ведь как он ее опишет, таким и останется образ.
С. Жижек, комментируя этот отрывок Семинара, замечает, что роль религиозной формы эротики в строго кьеркегоровском смысле слова занимает именно куртуазная любовь.
Жижек Сл. 13 опытов о Ленине (2003).
Подобного рода поклонение было поэтическим упражнением, способом обыграть ряд тем. Знаменита цитата из юношеских писем В.Соловьева:
Я люблю тебя, насколько способен любить; но я принадлежу не себе, а тому делу, которому буду служить и которое не имеет ничего общего с личными чувствами, с интересами и целями личной жизни. Я не могу отдать тебе себя всего, а предложить меньшее считаю недостойным.
Девушка, отойдите, вы мне мешаете искать в вас Женщину.
Но что же женского вне женщины искали Андреев, Успенский и Мережковский, и что продолжают искать бородатые админы на торрентах? Возможно, удовольствие желать.
САМЫЙ ПРОСТОЙ КРИТЕРИЙ
С. Жижек в 13 опытах о Ленине поясняет:
Имя, которое Лакан дал этому "несовершенству", помехе, заставляющей меня любить кого-либо, — objet petit a, "патологический" тик, который делает его уникальным. … есть что-то холодное в совершенной красоте, все восхищаются ею, но все поддаются соблазну любви к несовершенной красоте из-за самого этого несовершенства. Для американцев, по крайней мере, что-то слишком холодное присутствует в совершенстве Клаудии Шиффер, так или иначе, легче влюбиться в Синди Кроуфорд из-за ее небольшого изъяна (знаменитая небольшая родинка рядом с губой — ее objet petit а).
На статус знака несовершенства, символично называемого "знаком красоты" (родинка, нарушающая симметрию безупречного лица), как objet petit а Лакан прямо указывал в ходе своего семинара о Тревоге (лекция 22 мая 1963 года). На него же указывали щипцами и иглами средневековые инквизиторы как на поцелуи дьявола, явный признак сексапильности.
А вот во внешности Прекрасной Дамы objet petit a отсутствует. Это идол, торжество симметрии, как поет Amorphis в композиции Silver Bride:
For a dream a queen of gold I made
Мы помним, как заканчивается в Калевале эта история. Но это будет потом; а что сейчас появится из горна, что из пламени возникнет? Может быть, ответ спрятан во внешности?
КАНОН ДЛЯ КАННОН
Послушаем Умберто Эко:
Стройная, в длинных тканях, мягко очерчивавших небольшие стоячие груди, она продвигалась шагом тихого камелопарда, и полы ее касались трав, украшавших озерные склоны, будто все тело парило над землей. У нее были длинные мягкие белокурые волосы, доходившие до бедер, и чистейшего рисунка профиль, как будто вырезанный из слоновой кости. Кожа совсем немного розоватилась, ангельское лицо было обращено к озеру и полнилось беззвучной молитвенностью. Единорог тихо топотал бок о бок с нею, трепеща небольшими ноздрями в ожидании ласки.
Эко У. Баудолино (2000). И далее, там же: «Нет, прошу тебя понять: не вожделение завладело полностью мной, а какое-то спокойное обожание, и не только ее…»
Автор же средневекового «Романа о Розе» восхищается аккуратным ртом с пухлыми алыми губами, ямочками на щеках и прямым носом le nez bien fait a droicteure (нос сложённый с прямизной).
Тут и далее в разделе цит. по Guillaume de Lorris, Le Roman de la Rose, Edition de Clement Marot, 1529, перевод – авт. статьи.
Особую ценность приобретает высокий лоб, стройная шея, округлое лицо со слегка раскосыми глазами. Худоба и бледность aussi blanche сomme la neige sur la branche, quant il a freschement neigе (так бела как снег на ветви после хладных снегопадов). Мальчишеские формы, причудливый костюм с корсетом (описанный подробно, вплоть до вышивки на перчатках – пространство для фетишизации атрибутики). Она очень замкнутая, почти святая. Характер нордический, стойкий. Особых примет нет.
Стоп! Это же европейское Средневековье, а впечатление такое, как будто мы читаем руководство для заводского штампования игр и видеопродукции постмодерна «под азиатский стиль».
Но никакой ошибки в этом нет, чистое искусство – всегда математика. Просто в веке XXI маркетинг предписывает ставить на конвейер самое продающееся из того, что высасывает душу и похищает субъект.
Разберемся подробнее с телом. Бедра должны быть узкими, le corps eut droit (тело прямо), грудь – небольшой. Грудь у Богинь есть – tеtin poingnant (видны острые сосцы), но:
- либо она пририсована к андрогинному подростковому телу, которое не сигнализирует о женственности;
- либо изображена неразвитой;
- либо надежно «защищена».
Люк Бессон подслушал вагантов, когда те пели: «Девушки перси свои туго бинтом пеленают». Если даже взять диснеевскую Гаечку с недвусмысленными формами, то нужно заметить, что их покрывает грубый комбез, а из карманов и кулачков у нее агрессивно торчат инструменты и железки. Об этом подробнее чуть позже.
Конечно, по канонам прорисовки аниме девушки изображаются очень худыми, изящными, но при рисовке Богинь их эфемерность, неприродность подчеркиваются с помощью всех выразительных средств. Девичьи бедра, тонкие запястья и ноги ничем не отсылают к роженице. В данном случае неприродность = непригодность, нефункциональность при воспроизводстве себе подобных. Очевидно, что если Богини красивы, то не фертильностью и не традиционной мягкой сексапильностью зрелой женщины. Более того, лже-богинь от тру-Богинь отличают именно по степени вхорности (истерической тяги к самораскрытию, обнажению). Если лже-богиня вынуждена «показать сиське» потому, что больше ей привлечь внимание нечем, то настоящая Богиня до такого не опустится – она ценна помимо обнаженки, и даже вопреки ей – riche femme suis et puissante (я роскошна и знатна). Поэтому настоящая Богиня тем редко приходит из попсы, что она юзабельна только со множеством оговорок и условий.
Нам очень легко сейчас привязать Средневековые каноны к эстетике киберпанка. Бледный цвет лица потому, что солнце заменил монитор, сощуренные от ввода капчи глаза и чувствительные к клавиатурам пальцы. Замкнутость и святость дев из Монпелье в наше время называют аутизмом детей, воспитываемых компьютером. Что касается корсета – то это и есть пресловутое бронированное белье гейм-индустрии: от прикида Лары Крофт до массивных железных нашлепок на почти голом теле (как в X-Blades).
ФАП НА ФАНФИКИ
Откуда берутся эти бесконечные издевательства над фотошопом под металлические баллады, дикого содержания пейринги и прочее засорение ютюба? Оттуда, что наррация оказывается не внешним изложением сюжета, но скорее воображаемым заинтересованного лица. Мое желание - это желание быть желаемым Другим (Дамой).
Романтическая влюбленность (а по сути - перенос) на Богиню не только не угрожает регулярной мастурбации, но скорее функционирует как вид последовательной трансгрессии, которая обеспечивает прямую фантазматическую поддержку посещаемости порнотюбов. Пока Богиня холодна, в фантазм для подчеркивания контраста будут вплетаться образы уже возбужденных объектов.
Заявления о возможности мастурбации перед портретом Богини осуществляются посредством фанфиков, где Богиню изображают «смягченно»: в нехарактерной для цитируемого произведения одежде и обстановке, со скругленными углами, фетишизируемыми объектами. То есть, это уже не начальный образ, а деконструкция с последующим цитированием его отдельных элементов. Чтобы использовать Богиню эротически, сначала требуется ее эротизировать. Как правило, тем самым она меняется до противоположности, а узнаваемость обеспечивается парой-тройкой деталей. Ей пририсовывают те самые objets a.
CARMINA BURANA: THIS SHIT IS TOO EPIC*
*YouTube, топовые комментарии.
Посмотрим, как развивается классический сюжет средневековых романов.
La belle dame sans merci по определению должна быть равнодушна. Она выше по положению и демонстрирует холодность, но любовь рыцаря она поощряет вниманием. Рыцарь, в свою очередь, фетишизирует ее проявления, не обращаясь с сексуальным запросом напрямую, хотя подтекст ясен всем заинтересованным лицам. Ключевым моментом является ряд испытаний в верности и бесстрашии, и только рыцарь может претендовать на большее. И у Дамы, и у Рыцаря прямо указывается область заполняемой нехватки: она без жалости, а он без страха и упрека. Исполняется любой каприз Дамы, ее желание или даже случайные слова возводятся в ранг приказа.
История начинается с фазы ее пассивности. Она становится центром внимания не сама по себе, а из-за тех событий, которые произошли «до того»: похищение драконом, наказание родителем, проклятие колдуньей. Она привлекает внимание к себе потому, что брошена «женихом»: одиноко сидит в окне замка или на пиру. При этом Прекрасная Дама замужем. За кем? За Именем Отца.
Посмотрим, как это проявляется у более современных героинь.
То, что было воспето как услуги – повод коснуться Дамы поднося ей кубок или платок – на форумах принимает вид откровенного симулякра. Соприкоснуться сообщениями, первым закомментить пост Богини, перейти по ее ссылке, найти ее аккаунт, одновременно оказаться в онлайне. Общение кодифицируется особенностями отображения информации Инет-площадки или настройками мессенжера так, как ранее этикетом.
Ее проявления деструкции – постоянное стремление к символическим смертям. Богиня патологически пряма в высказываниях, ее характер и поступки всегда предсказуемы:
- это справедливость по отношению к миру внешнему. Стоит отметить, что такая справедливость носит характер едва прикрытой неясными мотивациями жестокости: либо это размытое пресловутое «во Имя Луны», либо просто: «А-а-а! Нужно покончить с ними!». Подобная справедливость отсылает к общечеловеческому, но нивелирует личностное.
- отсутствие критической оценки к Избранному: доброта и понимание либо жестокость зашкаливают, а объясняется это либо никак, либо немногим лучше, чем никак. Каноничен пример из Матрицы: «Провидица предсказала мне, что я должна влюбиться. И мой любимый — Избранный. А значит…». Мы еще вернемся к этому.
- иногда Дама выбиралась рыцарем, который даже ее не видел – по миниатюре или по словесному портрету. Сейчас на сайтах знакомств и форумах все то же самое.
- Влюбленность Богини опять-таки задается набором критериев, доказательства избранности можно предоставлять хоть по почте, и вас подпишут на рассылку.
Подобное поведение иного персонажа вызвало бы недоумение и упреки в тупости. И даже в стремлении отпозиционировать себя за чужой счет. Но тут есть важный момент. ПД это не так называемая ТП, различие принципиально.
ПД vs ТП: p'tite nuance
Простой пример: ТП, уходя с сайта после зрелищной холиварной разборки, еще не раз «отпишется» и на форуме, и в соцсетях. ПД просто исчезнет. Но затем, через какое-то время и по независимым причинам, чередой неудач «накроет» ее угнетателей – так срабатывает имя Отца через тонкую подстройку электроники под психику вошедших в перенос.
ТП пытается привлечь к себе внимание для актуализации гендерных функций всеми доступными ей социальными и интеллектуальными методами, что часто как выглядит, так и является навязчивостью. Ее характеризуют уходы и приходы, которые без психоанализа постичь не легче, чем логику океанических течений. Истерик обречен ежесекундно что-то подтверждать Другому. Мы знаем, что истерик постоянно переходит от состояния страдания к состоянию истерического возбуждения и вызывающего деструктивного поведения.
Не то ПД, она имеет иное качество. Дама – уже персонализированная функция, поэтому демонстрировать и доказывать будут перед ней, для нее. Богиня просто существует в поклонении, и вершит суд фактом своего внимания.
Тема правосудия звучит рефреном. От нее именно этого ждут, и именно за эту ее черту смотрят следующую серию. Правосудие Богиня вершит кончиками пальцев: именно они бегают по клавиатуре, настраивают миелофон, жмут на курок противотанкового миномета.
АМУНИЦИЯ ДЛЯ ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ
И вот наконец-то мы вернулись к вопросу о снаряге. Сфера интересов хрупкой Богини на 100% подошла бы любому суровому мужику с guns.talks. Это сфера управления (например, временем во Вселенной и осуществлением Желаний – как Belldandy из Oh, my Goddess!), казней опасных сущностей (Принцесса-вампир Мию), программирования, хакерства, военного искусства будущего (всадница боевого льва в Вольтроне, Рей Аянами с «Евами»).
Disque-ourcourant напрямую прописывает атрибуты и костюмы. Обратите, пожалуйста, внимание на то, что Богини в гневном аспекте всегда оснащены целым арсеналом убойного оружия. Типичная реакция аудитории – «сколько же килограмм весит все ЭТО?».
Субтильная Надя из Первого отряда служит в 6-м отделе, не расстается с катаной, которую использует… против войска немецких рыцарей в тяжелом вооружении. Арибет (Neverwinter Nights) таскает на себе столько доспехов, брони и мечей, что любой рыцарь прогнулся бы под их тяжестью, и даже после смерти может спутать все планы. Изабель из HoMM V весьма основательно закована в железо и раздает приказы, которые приводят к руинам Талонгарда.
Короче говоря, всегда безошибочно угадывается более или менее тщательно замаскированная тема деструкции, поглощения, умножения на ноль, аннигилирования. Нередко упоминается и атомная бомба. Эта общая черта Богинь отнюдь не случайна. Если даже явного оружия типа двуручного меча нет, Богиня все равно имеет опасные для врагов скиллы (ум, власть, особые навыки).
Создать нечеловеческого партнера – вот что важно. Психотики плохо понимают метафоры, и в XX веке искусственность захватила тело Дамы самым недвусмысленным способом: конструируя его из проводов, металла, пластика, микросхем и камер.
ТРИАНГУЛЯРНЫЙ СОЮЗ: АНТАГОНИСТЫ, БОГИНЯ И ЕЕ ФАЛЛОС
Бросается в глаза явная двойственность в описании:
С одной стороны, Принцесса изображена хрупкой, беспомощной, непригодной для такой грубой работы. В некоторых случаях особо подчеркиваются ее чисто «иньские» черты: лень, инертность, медлительность, холодность, молчаливость. Очень часто присутствует отсылка к снегу, холоду Космоса, океанской пучине, влаге. Она может даже выходить из воды, тихая и задумчивая, как Ню-Люси из Elfen Lied или Юки Нагато из Меланхолии… Синий, голубой, серебристый, приглушенный сиреневый и фиолетовый – вот цвета этого ее аспекта. Здесь и у европейских, и у японских аниматоров полный консенсус с Максом Люшером.
Мертвенно-холодные блики отражаются на бледной коже обнаженного, но десексуализированного тела: оно холодно, искусственно, истощено, часто изломано и является воплощением пластмассовости. Лунный ледник[6], лунный мальчик Казановы.
Спасибо за статью Ольги Кирилловой Серп холодной луны в Лаканалии.
С другой стороны бурлит кровь. Она безапелляционно принимает решения об издевательствах, пытках, маневрах, засадах, убийствах, и зритель догадывается, что это-то и возбуждает. Когда речь заходит об агрессии, насилии, Богиня словно перерождается.
Вспомним, как вампир Алукард говорит об этом своему командующему, сэру (как тут не вспомнить оборот Мой Господин в обращении трубадуров к Даме!) Интеграл (!) – блондинке с сигарой в зубах: «Тебя возбуждает война?». Она швыряет трубку так, что трещит телефон, и по эмоциональной насыщенности этой пунктуации зритель понимает ответ без слов. Так же, как и кровожадные намерения Люси-Ню.
Лакан разъясняет:
Чем больше предмет любви обращается в символическую функцию, тем меньше, говоря о нем, стесняются в выражениях.
То есть, Рыцарь и трубадур должен быть воплощением фалличности, но этот фаллос целиком принадлежит Даме. Прекрасная Дама в гневном аспекте всегда предстает в орнаменте из вооруженных мужчин. Иногда оружие персонализируется в отдельного персонажа, который, в свою очередь, оснащается всевозможными боевыми штуковинами. А то, во что в Хеллсинге превращается Лондон, а в кампании Хироус – Империя Грифона, и есть арена рыцарского турнира Алукардов и Аграилов.
Помощник очень часто доводит дело до конца, и как покемон появляется и исчезает только на время жарких моментов в драке. В остальное время он выпадает из поля зрения подобно демону Костяные Уши.
Каков он? Могуч, силен, загадочен, харизматичен, и этим его анкета, как правило, исчерпывается. Богиня же просто констатирует победу и категоризирует трофеи – горы трупов, реки крови. Помощник актуализируется именно в напряженные моменты сюжета, но чуть погодя – когда зрителю становится ясно, что насилие неминуемо. Можно понимать его как тот самый фаллос, который присваивается вместо нехватки. Формально это нужно для того, чтобы отделить аспект разрушения от Дурги-Кали, дать возможность обмануть себя возможностью невозможного счастливого конца, глядя в ее ясные глаза.
Но самый последний враг всегда ускользает за грань отрисованного, на белый лист еще не продолженной манги. Это те самые lauzengiers, зубоскалы и завистники, функция которых – отделять Даму от почитателя огненным рвом.
Если же речь идет не о мультипликации, а о реальном форуме, то там роль паладинов выполняют поклонники. И так как безликий либо тысячеликий помощник всегда ее сопровождает, о нехватке речь не идет – она полна Законом.
ИМЯ РОЗЫ
Ее имя было так важно постольку, поскольку воплощает Закон. Закон кое-где прописан прямо: например, Суигинто из Rozen Maiden недвусмысленно воплощает любовь к Отцу. Харухи (из Меланхолии Харухи Судзумии) напрямую объявляется Вседержителем, от ее настроения зависит наш мир, а занимается она поиском инопланетян, гостей из будущего и прочих Избранных.
Если истерику противостоят социальные институции, то для Богини такое препятствие неважно – она создает Закон сама. Если Дама все же вознамерится желать, то объект ее желания тем самым избавляется ото всех вторичных защит и социальных привязанностей. В Империи чувств Китидзо Исида так спокойно следует всем указаниям Сады именно потому, что желание быть желаемым Другим оправдывает все.
Сам Исида не геронтофил и не копрофил. Мы видим в начале фильма, как тщательно он следит за своим туалетом и развлечениями. Ему не доставляет удовольствия ни антисанитария, ни секс со старухой-гейшей сами по себе. То же справедливо и относительно процесса вайпа на имиджбордах. Исида эмоционально не вовлечен в подобные занятия, а лишь только преданно ловит взгляд Сады, надеясь увидеть в нем новый виток желания. Его акты это никакой не секс и никакая не грязь на полу, а служение Прекрасной Даме.
Дама в куртуазной любви, по Жижеку,
приостанавливает этический уровень универсальных символических обязательств и засыпает нас совершенно произвольными испытаниями, которые соответствуют религиозной приостановке Этического; ее испытания находятся на одном уровне с приказом Бога Аврааму принести в жертву своего сына Исаака (ibid).
Далее он говорит, что в этом случае мы сталкиваемся с Другим в качестве Вещи.
В результате подобной коммуникации тело получает избыток наслаждения сверх простого удовольствия. Именно это избыточное наслаждение изматывает Исиду и выжимает из него все соки подобно тому, как поступают со своими пленниками фольклорные персонажи типа мавок, русалок, китайских лис-оборотней.
А ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА?
Что самое интересное для нас – не столько о сексе мечтают, сколько об обладании ее миром. А точнее, о привлечении ее внимания. О том, чтобы она из своего окна посмотрела в твое окно и наполнила твою жизнь смыслом. Важно привлечь ее взгляд. Важно насытиться вниманием, пристальным сфокусированным взглядом, и чтобы этот поиск с ее стороны не прекращался.
Важно ее признание, то, что среди миллионов «обычных» именно ты стал избранным. Для этого Богиня автоматически оказывается помещенной на пьедестал; она должна быть высока, недосягаема, чтобы ее выбор обрел необходимую важность, и оснащается мощными прожекторами.
Поэтому современная Богиня то леди Викторианской эпохи, то идейная пионерка, то набитый передатчиками самурай от киберпанка. Вот это-то и есть интернетная Прекрасная Дама. Она не для секса. Явнее некуда это передано в опусе Манускрипт ниндзя: даже просто лизнув кожу героини, можно умереть от специального яда.
Все эти черты преподносят нам Богиню как недвусмысленного Другого. То есть, это хорошо знакомая эротизация взгляда Другого. Разберемся, где здесь прячется Смерть. По мнению Лакана поклонение Даме – траур, и даже траур пожизненный, до самой смерти.
В реальной жизни Богиня пугает, потому что непонятно, что же с ней делать. Типичный сюжет состоит в том, что о Даме мечтают, но стоит ей появиться – отказываются от любой инициативы в ожидании взмаха ее платка.
Возвращаемся к Матрице. Помните, как там дальше? Правильно,
…и мой любимый — Избранный. А значит, ты не умрешь. Не умрешь, ведь я тебя люблю.
Вот оно. Чем больше нарциссизма, тем больше идеализации, мог бы резюмировать Калиостро. Мы имеем дело с удовлетворением стремления к власти, говорит Фрейд. Зеркало в глазах Богини – тот предел, который нельзя перейти, добавляет Лакан.
Ты не можешь умереть, когда тебя любит сама смерть. Любовь Богини – гарантия бессмертия. Дункан МакЛауд остался последним из всех потому, что еще в первом сезоне сериала его полюбила Тесса. Сценаристам пришлось нелепо убить ее, чтобы объект поддерживал фичу недоступности. Именно эта мифологема, вскрываемая с помощью флешбеков, обосновывала победу Горца в последующих турнирах.
И смерть необходимо лелеять и беречь, как советует Павич, иначе исчезнет смысл повествования, прервется нить Норны.
Павич М. Обратная сторона ветра (1991).
Именно фалличность так важна в кастрирующей богине, потому что избавив ее от фалличности, получим обычную женщину. Рядом с которой есть только жизнь, которая прервется так, как и началась.
Текст: Полина Ювченко для Лаканалии
В статье обильно использовался материал из Интернетов
-
О Даме в текстах В. Пелевина можно узнать в статьях Соперник, прекрасная дама и драма, Мать и знание.