Пустота смущает, требует заполнения, пугает.

Если нету четкого объяснения – нарастает тревога. Так произошло и с трагической историей Джонстауна, небольшого поселения в джунглях. Его основала организация, которую сегодня считают сектой. Она называлась Peoples Temple, Храм Народов. О смерти людей, когда-то поселившихся там в надежде на чудо, до сих пор не утихают споры. Попробуем разобраться в этой знаменитой трагической истории для того, чтобы она не повторилась.

Представьте себе: в густых джунглях расчищена заплатка земли, медленно расползающаяся в стороны с каждым месяцем упорного труда. По периметру охрана. Детей стараются держать отдельно, ведь семейные привязанности – это проявление эгоизма. Из репродукторов, плавящихся на тропической жаре, звучат громогласные проповеди.

В бараках в несколько этажей стоят грубые нары. Еда – рис с мучной подливой из бульонных кубиков, и так много-много дней. Когда приезжают проверки, достается еда получше. Но даже тогда нельзя просить добавки и уж тем более отвечать на каверзные вопросы.

"Белые ночи" – это значит, что нужно вскочить и идти слушать проповедь о врагах коммуны до самого рассвета. Нужно радоваться и все время излучать энтузиазм. А затем снова работать. 

Кто тот добрый отец, который назвал этот клочок почвы раем на земле?

Короткая справка

Кто: Отец Преподобный Джим Джонс, который, будучи атеистом и марксистом, цитировал Библию, лечил наложением рук и насаждал веру в себя [1]

Что: Храм Народов, при вступлении необходимо было жертвовать Церкви минимум 25% личного имущества

Когда: 1974 – 18 ноября 1978

География: Гайана (Южная Америка), поселение Джонстаун. В поселение ведет одна охраняемая дорога, до ближайшего города 150 миль, вокруг густые джунгли

Сколько: по разным оценкам более 900 человек

Как: по двойным стандартам. Приближенные из Planning Commission и охранники жили лучше, чем рядовые члены коммуны [2]

Условия: адская жара и непроходимые тропики, лихорадки и диарея постоянно мучили более половины населения общины [3]

Если кто-то был против: пытки и/или накачивание антидепрессантами [4]

Итог: массовая единовременная гибель членов коммуныjonestown

Художественно-документальные фильмы по мотивам: Гайанская трагедия: История Джима Джонса (1980), Три дня в Джонстауне (2007), в сериале Discovery Я избежал смерти - Культовое убийство (2008)

Стойкая метафора: Drink the Kool Aid! /Выпей-ка растворимое средство-от-всего/, адресуемая некритичным людям, искренне воспринявшим какую-либо идею (в зависимости от контекста может быть приравнено к различным рунетным мемам: как к Выпей йаду, хомяк! так и к люто, бешено котирую)

В Рунете: простыни различнейших камментов с численным преобладанием сторонников конспирологических версий

Попробуем разобраться? Для этого сначала узнаем чуть больше об Отце-основателе экспериментальной сельскохозяйственной коммуны (Peoples Temple Agricultural Project).

 «Отец, без тебя мир так и не придет к коммунизму»[5]

Джеймс Уоррен Джонс родился 13 мая 1931 г., в рабочей семье, во времена Великой Депрессии. Он вырос небольшом городке в Индиане, США. На его детство повлияло и то, что в их городке было аж 6 церквей.

Знакомые Джима вспоминают, что он был странным мальчиком, одержимым религией и смертью. Так, под влиянием пожилой соседки он приобщился к движению Пятидесятников («Собрания Господни»). Утверждали, что он частенько подбирал бездомных животных, впрочем, в живых они долго не задерживались. Джимбо, как называла его мама, устраивал похороны всяческим мелким зверькам в специально сшитом облачении. Тогда же имели место и игры в проповеди, которые Джим сперва читал соседским детям, понуждая их ходить строем. Позже эти игры переросли в обычные проповеди нищим и нуждающимся на улицах города. Впоследствии также отмечали исключительную способность Джонса цитировать любое место из Библии при угадывании им чужих мыслей и будущего.

Когда его родители развелись, он остался с матерью Линетт, увлекающейся спиритизмом и духовидчеством. Джим презирал отца, который по многим слухам принадлежал к местному Ку-Клукс-Клану, критиковал его взгляды, в особенности склонность к расизму.

Джим очень много читал, уделяя особое внимание личностям Сталина, Маркса, Ганди и Гитлера, отмечая их сильные и слабые стороны [6].

В 18 лет он женился на 22-х летней медсестре Марселине Болдуин. Джим окончил университет и в 1954 г. стал пастором протестантской общины Ученики Христа в Индианополисе. Спустя год в помещении старого склада им был основан собственный Народный храм с афроамериканцами и проповедью расового равенства. После рождения сына в 1959 г. он усыновляет еще трех детей разного этнического происхождения, называя их rainbow family (радужной семьей).

Длительность служб, их оформление, имидж самого пастыря – все шоу эклектично и призвано убедить в лучшем завтрашнем дне. Бесплатный суп, помощь для бездомных, визиты к больным, исцеления страждущих. Сохранились видеоматериалы его «исцелений» тех времен, где он снимает с ноги женщины гипс, говорит Иди! и та послушно бежит сквозь расступающуюся толпу.

По словам Ребекки Мур, особенность в том, что Джонс вербовал семьи, и он пытался по-своему войти в каждую семью [7]. Его мало интересовали одиночки. Приветствовались крупные пожертвования.

Финансовые неурядицы и реакция властей заставляют его в 1965 г. перебраться в Редвуд (Калифорния), но он уже окружен сотней последователей, называющих Джонса богом. Еще до этого он начинает постоянно носить туфли из крокодиловой кожи, перстни, темные очки, ездит в Кадиллаке и нанимает охрану. На отрывках видео тех лет он напоминает Элвиса Пресли.

Организация успешно росла: имела печатный орган (с тиражом до 600 000 экземпляров), получала эфиры, создала новую ячейку в Лос-Анжелесе. Джонс начинает заниматься привлечением образованной прослойки, идеалистов, проникнувшихся идеями 60-х о всеобщем мире и счастье. В 1972 г. посреди гетто в Сан-Франциско торжественно открылся еще один центр. Предлагалось бесплатное измерение давления, дом для умственно отсталых, дом престарелых и ясли для младенцев из работающих семей.

Джонс обеспечил мэру Джорджу Москонэ победу на выборах за счет голосов своих последователей и за это 18 октября 1976 г. получил место в городской комиссии по жилищному управлению [8]. Джонс много средств тратил на пиар, прямо и косвенно заказывая о себе положительные отзывы в прессе.

Но с расширением организации звучало все больше обвинений. Джонсу инкриминировали шантаж, запугивание, гетеро- и гомосексуальные сексуальные домогательства (Джонс принимал решения о браках членов общины, было даже организовано «Брачное бюро»). Из-за участившихся независимых журналистских расследований Джонс стремился найти место поспокойнее, где его бы меньше донимали расспросами и наблюдением.

Такое место было наконец-то найдено в 1977 г. Решение было ускорено публикациями интервью, в которых бывшие члены общества рассказывали о приеме наркотиков в Храме. Был найден участок посреди глухих джунглей, туда переселилась община, продав имущество.

Почему Гайана? Потому, что Джонс прочитал в журнале Esquire предположение, будто бы данная географическая область уцелеет после ядерной атаки [9]. В XV в. испанские колонисты отказались от заселения этой болотистой местности с нездоровым климатом, змеями и гигантскими насекомыми. Джима привлекла отдаленность от цивилизации и возможность совмещения пропаганды апокалипсических идей с полным контролем над поселением. Кроме того, с провозглашенным Джеймсом «апостольским социализмом», с его симпатиями к Советскому Союзу органично сочеталась мысль покинуть оплот капитализма Холодной войны ради влажных джунглей Южной Америки.


От тропического климата и специфических условий жизни существенно пошатнулось как физическое, так и психическое здоровье Джима Джонса.

Коротко о дискурсе, используемом далее 

В Семинаре X, о Тревоге, Лакан помимо всего прочего противопоставляет выраженное отношение субъекта не только наслаждению Другого, но и требованию Другого, и желанию, которое это требование вырабатывает: «Он у меня требует этого, но что он от меня хочет?». Тем самым подразумевается, что Другой имеет своего Другого, и помимо официального запроса параллельно существует еще и тайный запрос, тот, в котором Другой не способен сам себе дать отчет сполна. В этой ситуации мы уже не можем артикулировать означающее «младшего» Другого как sujet suppose savoir [10], но как sujet suppose voir [11]. Другой выполняет роль медиума, к которому обращаются, чтобы узнать волю предков. И он видит эту волю глядящими на предков глазами на затылке, как те, у кого духи отыскали лишние кости.

Задача усложняется: выполнение требования позволяет только лишь соответствовать Закону, в то время как желание «младшего» Другого задается в системе координат древнего [12] (или же трансгенерационного, или же шествующего сквозь парад поколений) Другого. От «младшего» Другого древним требуется соответствие Закону, что он и передает вниз по цепочке в неизменном виде.

Восполнение нехватки фаллоса, таким образом, структурно разделяется на соответствие требованию и на комплиментарность желанию. Намного проще жить и анализировать, когда они совпадают; желание часто прячется в тени Закона. Но что делать, если они разделены существенно? Чтобы проиллюстрировать крайнее проявление ситуации, допустим, что в законе Другого есть жесткая установка на уничтожение.

Что, если Закон был ужесточен условиями среды предыдущих поколений, и в предпоследней популяции выражается в бескомпромиссном требовании быть единственным законодателем (лучшим, сильнейшим) даже ценой резкого сокращения окружающего генофонда? Пройдя (в воображаемом) в мифе о первичной орде вслед за Фрейдом, представим, что некто сперва уничтожил Отца при помощи братьев, а затем расправился и с братьями, и на какое-то время весь коллективный договор Храма народов сводится к его воле. Это уже не просто Отец, но Отец с прошивкой убийства отца и братьев, возведенной в ранг божественного откровения.

Какова судьба ребенка из поколения, которое мы, чуть забегая вперед, назовем последним?

Здесь мы можем вспомнить об опыте деструктивных сект или же закрытых общин в ожидании Апокалипсиса. Конечно же, такой крайний антиэволюционный случай мы берем лишь для убедительности примера. Но все же представим себе воспитание ребенка в таких нечеловеческих условиях, как Храм народов [13].

Сын секты: механизм реализации

Подрастающий в описанных условиях субъект утыкается в парадокс. Поддерживая Закон Другого в своей странной петле он неминуемо приходит к пропасти [14].

1. Чтобы поддержать преемственность и войти в людскую общность, нужно принять от Другого Закон.

2. Закон предписывает уничтожение Другого.

3. Уничтожение Другого упраздняет Закон.

4. ???

5. PSYCHOTIQUE!

Все дети так или иначе проявляют агрессию, попросту заявляя о своих желаниях. Это важное условие выживания, но в тоталитарном обществе с жестким контролем – тревожный знак неповиновения. Как только такой радужный субъект дорастает до способности оперировать абстракциями, ему начинают навязывать Закон на базе оценочных понятий наподобие абсолюта справедливости, вселенской любви, общего добра и т.д. Формальные требования не согласованы логически и плохо коррелируют с Желанием, но в раннем возрасте это может восприниматься только на уровне ощущений.

Ребенок еще не обладает мыслительным аппаратом, необходимым для категоризации подобного наблюдения. А община не заинтересована в том, чтобы он начал полноценно оперировать символами раньше, чем будет запуган. Отцу непритворные слова могут показаться опасными, и родители боятся за жизнь и здоровье ребенка. Другая угроза – спонтанные поступки укажут на тщательно вытесняемые и отрицаемые факты, осознание которых разрушит воображаемый образ в голове у старших. Поэтому ребенка заранее приучают не создавать опасные символы не в ту сторону.

Взрослея, ребенок получает рычаги частичного управления репрезентациями. Абсолютные категории интерпретируются им для повседневного применения.

И вот тут-то неизбежно начинается ряд символических убийств, абсурдных потому, что символический регистр юному психотику толком недоступен. Он нападает на то реальное, что мешает его воображаемому. Но мы видим, что все его акты с четкой закономерностью оказываются направленными на разрушение реальных объектов, что были выделяемы Отцом как символическое – просто потому, что они вечно оказываются у него под рукой.

В Джонстауне проповедовалось равенство, а на деле свободно уехать или уйти многие не смогли. Желание уйти могло быть признано только в опосредованном виде, как символ убийства общины, и желание физически отделиться от нее несло смерть. Чтобы уменьшить такого рода тревогу, Джонс ввел постоянные переклички и специальные сараи для работы с сомневающимися. Репетиций самоубийства, Белых ночей, было проведено не менее 40.

Существует формула римского права, в которой права собственности разделяются на права использования блага, присвоения его производных и разрушения. Так, арендовавший тягловую силу может пахать на быке, забрать себе теленка, но зарезать скотину имеет право только его хозяин. Джонс не удовлетворился usus, по fructus познал плоды свои, и восстановить droit de propriété на пошатнувшееся Идеальное Я смог лишь через abusus.

Змеи в общине и в миру

В Джонстауне была разработана подробная система наказания за провинности. Помимо психологического прессинга, коллективного порицания, применялись и физические пытки. Детей поменьше могли несколько суток держать в деревянном ящике. Кроме того, маленьких детей садили в шахты, предварительно запугав змеями, а затем сбрасывали на них дергающиеся веревки.

Пока ребенка пугают змеями, посадив за провинность в глубокую яму, змеи существуют на уровне воображаемого, но все еще не смертельны. Ужас находится на той зыбкой грани, где все еще терпим без потери рассудка. Лютый, бешеный кошмар длится те минуты, когда в темноте слышится шуршание, и на голову падают извивающиеся веревки, свернутые кольцами. Пожалуй, это один из самых горьких примеров использования иллюстративных материалов топологии Лакана…

Многих удивляет обилие песенок и смеха на сохранившихся магнитофонных записях. Вытесняемое I вторглось из R в непосредственном действии. Есть от чего хохотать во время коллективной ежевечерней молитвы [15].

destructive_cult

Змеи не символ смерти, они и есть смерть неокрепшего субъекта в те бесконечные существующие-в-себе мгновения, пока веревие пляшет по стенам шахты.

Выходы, возможные для специально подготовленного взрослого [16]  

– плавно ухватить конец одной из веревок, а затем, пока палач не успел разжать пальцы, сдернуть его вниз, обезвредить, обыскать, с помощью отобранных предметов выбраться из ямы, прокрасться к радиовышке, вызвать подмогу, за это время взять всех в заложники, а тут уже на подходе мисс Алабама с бейджем FBI и вооруженные мотоциклетчики, а злодей сам выпивает весь отравленный сок со словами: It's time to say goodbye!

– либо отключить базовый нейролингвистический контур, ответственный за тревогу такого рода, что естественным образом получилось у Тимоти Лири в знаменитом диалоге с лидером секты Чарльзом Мэнсоном [17], «нейролог сканирует всю схему, отключает рефлекс капитулировать/спастись/умереть, настраивается на каналы успеха/блаженства/терпения и безмятежно ждет, когда прошлое сойдется с будущим»,

– то есть две модели поведения, щедро подаренные миру Штатами –

ребенку, увы, недоступны.

В связи со спецификой наказания вспоминается восточнославянская быличка: ведь ничто не ново под Луной, и образность акта может частично раскрыться в параллелях. Итак, все змеи в один из осенних дней уползают на зимовье, а кого встретят в лесу, тот всю зиму проведет в подземных чертогах, облизывая в обиталище соленые камни (почти как эпическая скандинавская корова Аудумла). Весной такой экземпляр выпущают, и он умирает, если поверяет тайну  [18].

Тема змеящихся, извивающихся побегов появляется и в квесте 1998 г., названом в русской локализации Шизариумом (англ. Sanitarium). С помощью длинных отростков осуществляется управление весьма своеобразными детьми. Уровень по cité des enfants perdus [19] явно цитирует сельскохозяйственный быт и манеру общения жителей общин, подобных Джонстауну, только вместо расстрелянного самолета – разбитый автомобиль.

В Змеиный день мы можем просто отказаться от прогулки по лесу, накупить охранных амулетов-змеевиков на Андреевском спуске или же одеть логотип Versace навыворот. А вот для последнего поколения каждый день был змеиным.

Вещества и диагнозы

Джонс злоупотреблял транквилизаторами и наркотиками, в общине хранились намного превосходящие потребности людей запасы лекарств.

Больница считалась очень хорошей по меркам Гаяны: современно оборудованная, и даже с собственным нейрохирургом. В состав общины вошли 150 (!) медработников, 2 фармацевта, зубной врач, акушер-гинеколог, диетолог…

В общине было очень много людей, кое-что в этом понимающих, на чью компетентную консультацию можно было рассчитывать, но пригласили и русского доктора. Описание состояния Джонса: «при продолжительной ходьбе иногда задыхается, ощущает нехватку воздуха, сердцебиение, незначительный отек нижних конечностей… сухие рассеянные хрипы в легких… больше всего беспокоит одышка. Печень… была несколько увеличена, примерно на два пальца».

Кроме того, при посторонних «он был весел, дружелюбен, все время подшучивал над собой и своими недугами. Говорил он немного замедленно, размеренно, четко формулируя свои мысли». Джонс признался, что его раздражает запах алкоголя, и даже малые дозы коньяка в лечебных целях он пьет с отвращением, хотя раньше такого за собой не замечал. Его диагноз - пневмосклероз и аденома простаты [20].

Далее Н.М. Федоровский пишет, что уже летом Джонс жаловался, будто «книги, инструменты, материалы приходят сюда в испорченном, исковерканном виде. В таком же состоянии мы получаем и медикаменты, и медицинские инструменты. Это все дело рук людей из ЦРУ».

И далее он пишет о заданном вопросе про питание: «Ответа мы не расслышали, так как каждый отвечал по-своему, но по счастливым лицам ребят было видно, что Джонс говорил правду… Я как врач могу со всей определенностью могу сказать: такие жизнерадостные лица бывают только у благополучных детей, над которыми не довлеет чувство страха».

Смертельный напиток смешивался в оцинкованных ваннах, состоял из смеси растворимого напитка Flavor Aid (типа Юпи или Зуко), цианида и валиума. Признаюсь, меня это удивило. Быстродействующий яд и транквилизатор – какой смысл?

Еще весной, в мае, за полгода (!) до трагических событий, доктор общины пишет Джонсу записку с уведомлением о проведении экспериментов о действии цианида на свиней, «as a pig’s metabolism was the closest to a human’s» [21].

В то же время Отцом был написан документ, в котором прямо ставился вопрос: как поступать с теми, которые не захотели бы умереть добровольно, будь в том нужда по его мнению?

Как ни экспериментируй, а от цианида умирают. Медицинский словарь поясняет, что цианид – это любая соль синильной кислоты. После того, как цианид попадает в кровь, он прикрепляется к гемоглобину в красных кровяных клетках и попадает в ткани, где блокирует возможность клетки использовать кислород. Человек теряет сознание, затем после очень недолгой судороги наступает смерть. Видимо, речь шла о подборе дозы – смертельно опасна даже крошечная щепотка, но смертельная дозировка может незначительно колебаться в зависимости от веса и предыдущего приема пищи.

Вопрос о валиуме в составе напитка появлялся не только у меня. Упомянутый выше медик задается вопросом: Как объяснить сочетание цианистого калия – гемоглобинного яда – с транквилизаторами и седативными препаратами? Транквилизатор и седативные медикаменты – успокаивающие средства, типа нашего седуксена, элениума. Они действуют медленно, и нужны довольно большие дозы, чтобы получить эффект потери сознания, притупления воли и т.п.… после приема цианистого калия смерть наступает за секунды. Для чего же тогда получать обезболивающий эффект? Чепуха!

Рациональное (вроде бы) объяснение того, зачем было смешивать с сильнейшим ядом успокаивающее, звучит так, что диазепам (валиум) усиливает действие других препаратов. Впрочем, действие «токсического агента» могло в данном случае либо никак не измениться, либо уменьшиться. Валиум при инъекциях не рекомендуют смешивать с чем-либо, он легко осаждается.

Так зачем же был этот валиум?

Зачем понадобился странный коктейль из седатиков, транквилизаторов и яда, точно мы уже не узнаем. Но моя догадка такова: возможно, успокаивающее, которое уже не успело бы никого успокоить, имело для Джонса и ряд символических значений. Возможно еще, он настолько никому не доверял, что решил дополнительно подстраховаться. Вдруг цианид не сработает, будет подменен? Тогда, по крайней мере, все успокоятся, наглотавшись транквилизатора, а то и вовсе заснут. Возможно, он хотел в последний день общины поделиться причастием из того, что имел сам, ведь он регулярно употреблял транквилизаторы: «Никто не любит вас больше, чем я».

Есть еще один документ, жалоба медсестры Анни Мур на свою коллегу, которая якобы планировала отравить главу общины. В качестве доказательств она приводит обрывки фраз и взгляды. Такого рода письменные жалобы скорее характеризуют общую обстановку: постоянное нервное ожидание смерти. Если артикулируемый Закон предписывал любить ближнего, а не доносить на основании «какого-то не такого» взгляда, то Желание подпитывалось паранойяльными доказательствами всевозможных заговоров. Доносом медсестра удовлетворяла неартикулированное Желание Отца.

Выжившие 

Для полноценной жизни подле людей стадия Зеркала должна быть пройдена адекватно, пусть и в зрелом возрасте. И с юридической точки зрения недоформированный субъект не существует до реинтеграции в более крупную общность. 

Для части подростков, успевших на время казней спрятаться в глухом лесу, прогноз по ресоциализации изначально был лучше. Сама их способность заблудиться в джунглях так, как они запутались в несоответствиях Закона и желания, уже является простым отреагированием вытесняемой тревоги. Они были истощены, но не погибли: об этом эпизоде они, уже взрослые, рассказывают в сериале Discovery. Впрочем, они приехали в Джонстаун уже относительно взрослыми, старше 10 лет. Они до конца не поверили Джонсу, сохранив часть критичности восприятия, и желали вернуть прежнюю жизнь.

Была 76-летняя женщина, которая спряталась под нары и вышла только на следующий день.

Выжил родной сын Джонса (Стивен Ганди Джонс) с группой товарищей: они уехали в близлежащий город на показательные соревнования по баскетболу. В интервью он говорит, что обязан этим матери, которая настояла на отъезде юношей, словно догадываясь, что последует за убийством конгрессмена. Сегодня он управляет небольшой компанией и аргументировано рассуждает об истории Джонстауна, о личности Джонса на страницах Интернет-изданий.

Выжили несколько приближенных Джонса, которые в тот момент были в другом городе.

Пока тебя оставили в покое, есть шанс вообразить такое зеркало, в котором могла бы отразиться реальность.

Впрочем, это уже чуть другая история.

Удерживая зажатым Ctrl

Всех остальных детей отравили. 270 человек это как 9 школьных классов. Дети действительно могли казаться Отцу ненормальными, это дополнительно подкрепляло его жестокость. Ведь несмотря на безграничную преданность родителей ему, последнее поколение росло с развалившимися регистрами и не было способно на полноценное оперирование символами.

Тщательно продуманные наказания заключались в порке, причем удерживать ребенка должны были родители, иногда – в перце. Жгучим перцем обильно смазывали слизистые и сфинктеры. Если у ребенка начиналась рвота, его принуждали снова глотать все исторгнутое.

Отец соглашается выполнять функции предположительно знающего субъекта, при том, что весь процесс взаимодействия с последним поколением будет сталкивать его с этого места. Как же ими управлять? Пока еще через биологических родителей, хоть связи с ними и старались ослабить [22], ну а дальше? Ведь его savoir и savoir faire находится в иной плоскости, в символическом, которое новоприбывшими не будет востребовано. Финальный аккорд – прекращение человеческого бытия, что толком еще не начиналось – тот выход, к которому подталкивает эта логика.

Впрочем, Джонс достаточно проницательно делал ставку и на тренировку воображаемого. Время от времени он заставлял пить простую подкрашенную воду на репетициях суицида. Тем самым во время реальной трагедии он дал возможность вообразить, что это лишь очередная симуляция.

Родители реагировали так, как если бы не видели реального образа ребенка, не имели надежд, ожиданий, привязанностей, а дети были бы лишь биороботами, которых нужно лишь выделить, удерживая Ctrl, и перебросить в другую локацию. Отсутствие скрепленных регистров дополнительно мешало увидеть в ребенке полноценную личность, что замкнуло порочный круг.

Такого рода ущербность родителей не связана с сознанием, со взрослой рациональной частью – это отражение вирусной мутации в их программном коде символического. И чинить нужно было именно символическое. В своем Семинаре X Лакан говорил о лечении этого провала восстановлением зеркальных отношений.

С этой точки зрения может быть интересно, как некоторые авторы вроде Иэна Бэнкса [23] или Ника Кейва [24] пытаются раскрыть внутренний мир выродка. То есть ребенка, воплощающего для наблюдателя зло, например, как в фильме Омен. И нам страшно именно тогда, тогда действие не символизирует ничего. Там пусто, нет жизни, некого бояться, и это пугает. С этой точки зрения Бэнкс выбрал название более удачно: фабрика это фабрика, вот она и все тут. Оса это насекомое, и nothing else matters. Но как только оказывается, что хитрый и крайне агрессивный подросток {{spoiler|лишен реального пениса}}, можно зевнуть и отложить чтиво. А вот Ник Кейв заранее заставил искать ass и angel, что, несомненно, уменьшает саспенс еще на стадии разглядывания обложки, и привносит толику проповедничества затертых максим. Не за это ли у Андреева критиковали Василия Фивейского?

Но вернемся к теме. Чего желает рассматриваемый нами Другой, не оставивший себе конкурентов? Можем ли мы говорить о мазохизме у личности нарциссической, но и явно параноидальной?

Почему детям в горло заливали яд

Неуверенность в желании Другого составляет то, что выражается в тревоге. Вот почему разбор вопроса тревоги – один из наиболее рекомендуемых Лаканом способов достичь Другого в анализе.

В нашем примере Другой упивается образами себя, символическими конструктами, недоступными в полной мере его потомку. Он прописывается в нехватке рожениц общины, но его власть зиждется на искажении символьной структуры. Саму же структуру его подчиненные успели получить еще от собственного относительно «нормального» Другого в настоящем городе.

Вне зависимости от декларируемого Закона (требования) – его Джонс достаточно часто менял, у него было не менее четырех версий перспективы развития коммуны, которые он постоянно перебирал и перетасовывал – их наслаждение обречено было быть удовлетворением Другого. Выполнение требования было успешным в зависимости от того, насколько субъект удачно провел организацию удовольствия Отца. То есть, чтобы заслужить благосклонность Отца, нужно было не слепо следовать его предписаниям, но соответствовать его Желанию по безусловному созерцанию себя [25].

Перед узким кругом приближенных стояла тонкая задача: угадать, в чем заключается невыраженное Желание Джонса и осуществить его от своего имени так, чтобы не подпасть под действие формальностей Закона. Нельзя было выдать это «угадывание», а обставить все так, как будто бы Желание осуществляется естественно, само собой, и не встречает противодействия. Но за это их кормили лучше и позволяли им больше.

Христианская и просто человеческая мораль были полезны не сами по себе, а как формы, заполняемые харизмой и порывами Отца. Закон не был в Джонстауне сводом нерушимых правил, он не был кодексом, а лишь пустой формой, а его наполнение зависело только от желания объявившего себя Вселюбящим.

В работе Sacrifice your love [26]в связи с событиями в Джонстауне и со ссылками на Лакана подчеркивается то, что группа жертвует все свое наслаждение, гарантируя наслаждение лишь репрезентации Другого. Группа понимается как тело и «субъектно-объектная связь». Идентификация с группой отсылает наслаждение другому, проекция возвращается через компенсаторную структуру жертвенности.

Безграничный альтруизм сохраняет apotropaic (магическое мышление – пока я хороший, со мной все будет хорошо), сводимый в конечном итоге к примитивным защитам. Бескорыстное добро к ближнему позволяет отвлечься от нехватки, но желаемый Идеальный образ себя должен поддерживаться постоянными усилиями [27].

Мы видим, что такого рода группу не может разрушить физическая смерть лидера – группа сохранится, мгновенно выделив нового ревнителя убеждений. Как мы понимаем, работа траура при этом не может быть осуществлена [28], и либидо не вернется к его обладателю, оставаясь групповым достоянием.

Даже символическая смерть лидера при его отказе от своих убеждений не повлияет на деятельность группы, если механизм отлажен и созданы схемы структурирования воображаемого [29]. Возможно, в этом кроется разгадка того, почему часть трупов имела признаки перорального принятия цианида с валиумом, но на части тел были обнаружены следы межлопаточных инъекций яда.

Зеркальный коридор

Субъект старается быть утвержденным репрезентацией Другого в выражении неприличной (по меркам прежней жизни) или агрессивной мысли, в жестокости к потомству. Поэтому воспитание последнего поколения ориентировано на все, что позволит лидеру общины в кратчайший срок уменьшить напряжение. Отсюда и изнурительная работа по 11 часов в день, и оргии, а затем смех вместо плача на магнитофонных записях.

«Основание символической функции, которая, со времён начала истории, идентифицировала его [отца] личность с фигурой закона [30]» здесь не срабатывает, поскольку требование поклоняться идет вразрез с желанием устранить всех, даже поклоняющихся.

Сыновья уже не получили Другого, названного чуть выше младшим, в так называемом нормальном, среднеожидаемом нами виде. Кроме того, Отец всячески препятствовал медиумическим обращениям к древнему Другому, предлагая вместо него себя же в лучших нарциссических традициях.

Джим Джонс желает отражаться в двух зеркалах в обе стороны, гулять по зеркальному коридору. Такое определение Другого как языкового порядка согласуется с тем, что Лакан выводит из Эдипа, убирая из него все воображаемые элементы. Артикулируемое Имя Отца соответствует означающему, которое в Другом как в месте означающего есть означающее Другого в качестве места закона [31]. Замкнутое пространство из двух вогнутых зеркальных полусфер, а между ними мессия, ожидающий, когда догорит свеча, любующийся собой в бесконечном отражении отражения.

Представьте себе это, и у вас могут зашевелиться волосы на затылке:

Страшно припомнить душой оробелою: Там, за спиной, нет огня... [32]

Интересно, что Джонстаун в Гайане в чем-то повторил судьбу своего тезки, Джонстауна в Пенсильвании. Основанный европейскими колонистами гостеприимный, но изолированный из-за природного рельефа город уничтожило масштабное наводнение. Бурные потоки прорвали плотину, погибло не меньше 2000 человек [33]. Тропический Джонстаун затопила вытесняемая прежде тревога. И хотя катастрофа, случившаяся спустя век, унесла в 2-2,5 раза меньше жертв, трудно избавиться от ощущения предопределенности исхода Народного храма.

История Джонстауна в Гайане все еще вызывает интерес. Желание воссоздавать события в маленьком городке периодически возникает у групп энтузиастов то в Лондоне, то в Глазго [34]. Оцинкованная ванна с пурпурным соком, столы, деревянная галерея - узнаваемые символы, их комбинация является реконструкцией "как предмет непосредственного переживания" [35]. Джонстаун сводится к арт-объекту, инсталляции под эгидой Института современного искусства. Помнить прошлое, чтобы не повторить его. Но не рискует ли такое повторение свести проблему к карикатурно упрощенному представлению с переодеваниями? Основной домен проекта сейчас заброшен.

Современное осмысление версий

Основные версии легко сводимы к двум подходам. Согласно первому, в идее Джонстауна все было плохо изначально, конец был предсказуем.

 История вкратце

Во втором постулируется, что Джонстаун был образцовой коммуной, там было все хорошо, но его погубили: 1) либо враги вообще, внутренние и внешние шпионы, 2) либо конкретно капиталисты США.

Конспирологическая версия гласит, что их убили за желание стать советскими гражданами – община подробно рассматривала как вариант миграцию в Союз.

Можно объявить, что все сфабриковано, и даже «коню понятно», что материалы, ролики и фото «любой подросток может сделать сам» [36] (а также все свидетельства очевидцев, причем в 1978 году). Это простой и доступный способ заполнить пугающую пустоту в том месте, где должно быть обоснование и понимание психических механизмов, приведших к подобной трагедии.

Сказать, что к тайным агентам ЦРУ приехали настоящие офицеры ЦРУ, переодетые в тайных агентов ЦРУ, и убили ненастоящих агентов ЦРУ (как в известной переделке считалочки «Ехал грека через реку…»). Назвать всех выживших участников трагедии дезертирами и лжецами проще, чем разбираться в проблематике деструктивных сект с аналитических позиций. Но и тогда не совсем ясно, зачем црушники перемочили столько «своих». Видимо, чтобы запутать ЦРУ…

На просторах Инета мною было найдено еще одно нетривиальное доказательство прямой причастности ЦРУ к данному инциденту: Это же просто, как два байта отослать. ЦРУ у нас как? CIA, добавляем NIDE, заменяем "I" на "Y" (минимальная криптозащита) и получаем CYANIDE! Прокол по Фрейду. Видимо, упоминая З. Фрейда, полемист опирался на Заметки об одном случае невроза навязчивости.

Как те, кто считает, что «даже детсадовцам ясно», объяснят нам необходимость в смерти стольких младенцев [37]? власть тревоги над душами людей? Как мы сможем понять источники тревоги и расшифровать цепи означающих длиною в человеческую жизнь? Как рассматривать деятельность всех тех сект, которые успешно действуют сегодня?

Джим Джонс был убит огнестрельным выстрелом. Он говорил, что устал от жизни, но не пожелал пить отраву. И это характерно: вспомним, что организаторы самосожжения сибирских скитов со староверцами дорожили собственной жизнью, так как считали себя обязанными донести весточку о «красной смерти» дальше [38].

Трагическая ирония заключена в том, что Джим Джонс, ненавидящий расизм, убил афроамериканцев больше, чем несколько берлог Ку-Клус-Клана вместе взятых. Он не позволял им никакой автономии, их уделом была нелегкая работа на земле. Джим Джонс же, глядя на их труд под палящим солнцем, накачивался веществами как заправский плантатор. Его развлечения этому вполне соответствовали. Три касты – хозяева, прислуга, рабы – молились вместе на фоне тропического заката, словно столетия пронеслись вспять. Вместе с крепкими парнями из охраны в колониальном стиле Джонс чувствовал себя крутым парнем. Не было ли это идеалом тщательно изгоняемого им собственного Отца?…

Как бы там ни было, свидетельств (устных и письменных) достаточно, чтобы укоротить формулировку: их убили за желание. Нельзя было медлить с цианидом в ванне виноградного сока, а то ведь сыновья успели бы разглядеть надпись на привезенной с Большой земли газировке: You’ve Got a Lot to Live[39].

Полина Ювченко для Лаканалии

[1] Обращение Джима Джонса к общине, срывающее бурные рукоплескания

2] Крупнейший сайт, посвященный трагедии

[3] Подробнее о физическом состоянии членов общины в работе Деборы Лэйтон (в замужестве Блейки), доверенного лица и приближенной Джонса: Seductive PoisonNew York: Doubleday, 1998.

[4] О ситуации с наркотиками в общине по свидетельствам очевидцев

[5] Из предсмертной записки одного из членов общины

[6] Подробнее в блоге

[7] Этот взгляд обосновывается: "Он сам стал их семьей".

[8] Жителей Киева может удивить то, как повторяется история.

[9] По свидетельствам, вначале именно родственники понуждали людей приезжать, а в конце именно из-за родственников многие заставляли себя оставаться.

[10] Предположительно знающий субъект (фр.)

[11] Предположительно видящий субъект (фр.). Voir, видящий, я здесь предпочитаю использовать скорее, чем regarder, смотрящий, не только из-за игры слов, но и в смысле духовидчества. Телерадиокомпания «ВИД» представляет…

[12] Фрейд З. Тотем и табу: «ошибки, которые уже не помнят».

[13] По результатам изучения материалов

[14] Эшер М. К., литография Подъем и спуск. В ютюбе валяется переводной ролик Спускаясь и поднимаясь, с тридешным облетом от ступеньки к ступеньке, демонстрирующий мысль нагляднейшим образом.

[15] Недаром в США дети традиционно боятся «злых клоунов», редких в наших широтах из-за подзабытости скоморохов. Тему пытается эксплуатировать пост-снгшный хоррор-панк и фолк-рок.

[17] Тимоти Лири, М. Стюарт. Технологии изменения сознания в деструктивных культах. Нейрополитика страха и бесстрашия: неожиданная встреча с Чарльзом Мэнсоном. Источником его власти авторы называют «физическую угрозу, эмоциональное доминирование и догматическое повторение символов».

[18] О подобных сюжетах в свой монографии подробно говорит Козлова Н.К. (Омск, 2006) – тема «Змеи на Воздвиженье» (1, 3.1. – 3.7, также 9).

[19] Фильм 1995 г., реж. Марк Каро и Жан-Пьер Жене.

[20] Воспоминания Н.М. Федоровского, врача советского посольства в Гайане и сотрудника консула Ф.М. Тимофеева. 

[21] «Так как обмен веществ у свиней наиболее близок человеческому» (англ.), статья Тима Картера Thirty Years Later. Он ссылается на базу первичных документов из более чем 40,000 страниц, так называемые Freedom of Information Act (FOIA) из Национальных архивов США, с которыми можно ознакомиться по запросу. Сомневающихся приглашают воспользоваться сервисом.

[22] Детей старались по возможности держать отдельно, как в ранних проектах близких Ленину революционеров, например, «Дворцах детства» Коллонтай.

[23] Осиная фабрика (1984)

[24] И узре ослица Ангела Божия (1989)

[25] Еще одно видео, где хорошо видна мимика интервьюируемых. Джонс: На что, черт побери, нужны эти люди? Кроме того, отрывки аудиозаписи снабжены объясняющими подписями.

[26] Aranye Fradenburg L. O., Sacrifice your love: psychoanalysis, historicism, Chaucer, 2002, стр. 37-38.

[27] Лакан Ж., Этика психоанализа, 187.

[28] Фрейд З., Печаль и Меланхолия.

[29] Актуальный пример сохранения группы и подобных мутаций – печально известное ББ. Пронаблюдать трансгрессию их версий о своей истории можно на вкладке История в Википедии. На данный момент организация действует свободно, ведет активную издательскую деятельность. Означающие Другого черпаются ими теперь из весьма узнаваемого пиРАмидального дискурса, продвигаемого Михаилом Задорновым (см. на передаче у Дмитрия Гордона).

[30] Lacan J., Ecrits, p. 67.

[31] Было где-то у Лакана. Точно было. Или у Мелмана. Инфа 146%.

[32] Афанасий Фет о сабже.

[33] Данные о Великом наводнении 1889 года.

[34] Подробнее о Jonestown Reenactment.

[35] Парфрей А. Культура времен Апокалипсиса. - Екатеринбург, 2005. - с. 243-246.

[36] Например, словопрения в ЖЖ, и такой подход весьма распространен в Рунете.

[37] Запись о многом может сказать, даже интонационно: Quickly! Quickly! Quickly!... and no more pain (быстрее! быстрее! быстрее!... и больше нет горя)

[38] В художественной форме это подробно описал Д.Мережковский в Петре и Алексее.

[39] Слоган рекламы Колы тех лет: Вам много предстоит прожить.