stalin umerДети, играя, обещают рассказать котятам, найденным возле мусорника, как умер Сталин. Я замедляю шаг. Здороваюсь с кошкой и рассказываю ей, что несу в сумке. Достаю пачку орешков. Мне любезно подсказывают, что орешки едят белочки, а не кошки. Мерси за пояснение, увы, кошки останутся без обеда. "Мы ей принесем молока потом", – котенок громко мяукает, контакт установлен.

Теперь переходим к главному: "А как он умер?".

"Пуля летела" – указательные пальцы медленно тянутся вперед, котенка легонько буравят ими, "кровь текла-текла, текла-текла" – при этом кошку гладят с нарастающей интенсивностью, но затем резко отбегают от нее с возгласом "а я руки вытер(ла)!".

Должен остаться водящий, который затем бегает и пытается догнать остальных, как в салочках.

Все слова за исключением последней реплики произносятся нараспев. Нам с кошкой пока ничего не понятно. Напрягаю память и с трудом, но вспоминаю очень похожую считалку из собственного детства. Этиология, конечно же, неясна. 

Работать вождем на Красной площади

Был убит выстрелом Киров, застреленной нашли Аллилуеву, но ведь сам вождь умер иначе. "Миллион расстрелянных лично Сталиным" проецируется на символическую фигуру вождя как медиа-персонажа. Расстрелы вытеснялись до тех пор, пока не наступило от-реагирование гласностью. И он сам повторяет судьбу жертв режима, но сыновья орды не виноваты в смерти Отца – это просто пуля. Пуля-дура, выстрел-молодец. Да, на жизнь Ульянова покушались выстрелом, но ведь не совсем удачно. Тем самым происходит бессознательное связывание фигур всех кормчих Страны Советов в некую общую расплывчатую фигуру.

Sui Jianguo, Legacy mantle, 1997В смерти они уравниваются: кепка, картавость и броневик, трубка, усы и грузинский акцент, лукавый прищур - чем младше рецензент, тем более различие состоит лишь в этих тегах.

Под Мавзолеем в Москве регулярно работают Ленинами граждане уже следующей государственной формации различного возраста и вида: выбирайте того, кто вам похож, тем более, если вы иностранец. Прикид зависит от контекста, и для сравнения нужны ключевые точки. Косплей не должен быть реалистичным, он должен соответствовать ожиданиям. Актеры гримируются, опираясь на представления публики.

Ср. с "...я в бешенстве, что тот, главный, ушел от ответа, а этот, случайно похожий, фиглярствует и скоморошествует, вызывая смех и шутки, опошляя море крови, которое никогда не просохнет" Т.Толстой, Не Кысь, 2003. 

  То есть, на то, как должен выглядеть вождь сегодня для того, чтобы его захотели запечатлеть на фото. В меру кровожадным и весьма гламурным. Безошибочно бьет в точку железный френч.

Пуля летит медленно,
и если вы Избранный, вам повезло 

Во второй раз котенок спасся от чрезмерного внимания, хотя бы ненадолго. Дети не хуже котенка знают все пути отступления, но он получил отсрочку. За это время он имеет шанс освоить те главы у Кожева, где рассматривается переворот диалектической позиции, или принять знание об отсрочке хадеггеровского бытия-к-смерти. То есть, если вы хотя бы раз видели эту пулю, в курсе, что последует, владеете информацией о своей символической смерти – успеете отскочить за мусорный бак и там отдышаться. Вот для чего сгодится мусор.

Examined Life, реж. Astra Taylor: фрагмент об экологии (интервью Сл. Жижека), 2008.

Здесь требуется не скорость реакции (не переживайте, вы успеете), а ощущение оружия, уважение к оружию. Реальный регистр, даже прикрытый символическим, не утрачивает мощь в детском пальце. И психотик, и спецназовец равно бы дернулись при сообщении о пуле и в первое мгновение реагировали бы соответственно реальной угрозе.

В действии вытирания рук заложено ожидание того, что жертва любопытства, раскусившая шутку раньше времени, отпрянет. Как только субъект поймет, что дальше ничего не будет, что за символом начинается реальность истории, он попытается отбросить от себя потоки крови. Убиваемый, умирающий все еще не утратил способность дергаться, и всю считалку нужно говорить плавно, нараспев, чтобы он ничего не заподозрил и остался стоять на месте. Это и есть то самое: обволакивать ватой и затем колоть иглой.

В этом функция и речи, и разговора руками при делении субъекта на ноль во славу символа – усыпить бдительность, отвлечь от смертельно опасного, заинтересовать концовкой. Нужно, чтобы субъект принял в себя символическую пулю, а за воображаемой кровью дело не станет. "И мальчики кровавые в глазах", о которых всегда спотыкался Том Сойер. Далее ты уже навсегда мертв знанием о том, как умер Сталин.

Это не просто стишок

Вы еще раз воплощаете этические требования трансгенерационного Другого, даже если его и не существует. Акт обвинения уже включает в себя условие своей противоположности, искупления.

Zhang Xiaogang, Bloodline (серия Big family)Поэтому "вытереть руки" это и как умыть руки Пилату, но все тщетно до сих пор. Вытирая, передать Красное знамя, стереть багрянец с собственных рук о чужую тогу. Если нужны кровавые диктаторы ХХ века, то логично отправить их всех плавать в крови, этого требует логика сюжета. В серии компьютерных игр Tropico все они слиты воедино в абстрактный образ, где из списка знаменитых диктаторов можно выбрать готового или создать на основе их фрагментов личный вариант. Интересно то, что игрок устанавливает время игры — от 10 до 70 лет.

Чем меньше остается живых свидетелей эпохи, тем больше она будет мифологизироваться. Когда живые люди умирают, а затем уходят все, кто их помнил, становятся фотографиями в альбоме и орденами в коробочке, мученичество деперсонализируется. Исчезает вектор, кое-какие фрагменты успешно перевариваются масскультурой, как маечки с Че Геварой.

Но есть и нерастворимый осадок 

"Образование остатка происходит в жидкости, окружающей студень, когда эквивалентная концентрация вещества в геле очень велика по сравнению с концентрацией реагирующего с ним вещества в растворе" - Руководство к практическим занятиям по коллоидной химии, разд. Образование - нерастворимый осадок  

Этот пример может быть интересен для наглядной демонстрации культурных процессов конца прошлого века, когда водный раствор капитализма хлынул в пробирки с гелем конца застоя. И это явление в мире не уникально.Суй Цзяньго, Маркс в Китае , 1998

Если сегодня мы попытаемся обнаружить диффундирующее вещество, долго искать пример не придется. Так, мне приходит двойная рассылка нескольких крупных косметических компаний - одна зарегистрирована из бывшего СНГ, вторая - из Европы. Очевидными становятся механизмы позиционирования и оценки разных рынков.

Например, рассылки по ура-экологическому образцу, который "у них" был деконструирован и заклеймен в роликах на ютюбе несколько лет назад, в "нашем" ящике скапливаться начали относительно недавно (относительно момента написания заметки).

На сколько лет и кем определено это отставание?

Сегодня мы уже можем оценить восприятие травматических советских событий теми, чьи родители закусывали pepsi сникерсом.

Сталин против марсиан. Скриншот из игры 2009 г.Разрозненные objets a снова собираются в единый образ, сюрреалистический, несуществующий и не-существовавший вне расследований оккультных тайн режима, но более реальный своим травматическим потенциалом, чем потемневшие регалии канувших в безвесть, разложенные на ковриках барахолок. Этот образ наполнен либидо тех, кто помнит его реальное воплощение. И отреагирование продолжается по сей день, однако раскопать корни невысказанной обеспокоенности все труднее и труднее с каждым годом. Потомкам остов доступен только путем воссоздания заново, общим у разных порождений разных времен остается только Имя.  

Реакционным образованием становится реперсонализация (так как в начале 90-х она была рассеяна по всему континууму советского времени) смерти в том, кто выражает эпоху. Важные для взрослых детали детям приходится угадывать в логике своих насущных потребностей.

Парадоксально, но тема актуальна и для тех, кто не застал свидетелей свидетелей... чего?

Современное действие утрачивает исходное означаемое,
сохраняя означающее

Обобщенно... о ком? Спрашиваю: "А про кого считалка?"
"Не знаю", "смешной дядя, про него есть анекдот", "он на коне ездил, как прадедушка". 

Каков груз семейной истории страны? Об этом неплохо спросить у предвыборных агитаторов.

Полина Ювченко для журнала Лаканалия (СПб)