Основа этих материалов – канувший в Лету сайт о психологии боевых искусств. Когда-то его наполняли цитаты форумных сообщений времен Web 1.0, выдержки из книг с комментариями, полевые записки и стенографии бесед. Сейчас мы снова делимся ими со всеми теми, кому может быть полезен психоаналитический взгляд на практику единоборств. Местами тексты дополнены, отредактированы. Если вам есть что сказать мне – дайте знать. С уважением, M.T. Всем товарищам юности посвящается...
Кто такой сенсей, сифу, мастер, инструктор...? Если не обращать внимания на макулатуру сомнительного авторства и на голливудские легенды, то ответ очевиден. Прежде всего, это обычный человек со своими слабостями и перекосами в голове. Он даёт азбучные ответы на непростые вопросы и говорит загадками там, где всё ясно. Внушает одному ученику одно, а другому - прямо противоположное, и в обоих случаях прав. Бывают разные сенсеи - но всегда в наставнике должно быть нечто недосягаемое, невыразимое - это-то мы и стремимся перенять. Все же, всегда ли он сам понимает, что делает?
Тусовка-саньяса вокруг боевых искусств, как и любой социум, формирует свои законы. Между занимающимися стихийно возникает определенная синергия, выстраиваются тайные и явные иерархии. Присмотревшись, в массе поклонников воинских искусств узнать ряд типажей. В любом зале вы легко заметите Отличника, Семьянина, Воспитателя, Берсерка... Формируются ячейки, или роли – даже если конкретная личность исчезнет, "место" останется. И что характерно, "место" способно менять под себя даже нового человека, навязывая ему стереотипы.
Каждый ждет от практики боевых искусств чего-то своего. Люди приходят, уходят, возвращаются. Неписанное правило, традиция, охраняются особенно ревностно тогда, когда теряют практический смысл, и трудно выбиться из однажды назначенной роли: VIP'a, КГБшника, Подростка, Warlord'a, Тяжеловеса... Это и не хорошо, и не плохо. Но это не следует игнорировать. Зная манеру поведения и потребности учеников, инстуктор может оптимизировать процесс обучения, избежать характерных проблем.
Несколько простых соображений, которые могут помочь в телесных практиках. Деликатное внимание к вопросам, которые из-за стеснения, воспитания замалчиваются, позволит снизить уровень напряжения в группе тактически, и провести профилактику стратегически.
Что делать, если беспокоит чужое внимание? болезненно воспринимаются прикосновения? другой человек внезапно становится центром мира? захлестывает тревога? в спаррингах мучает неконтролируемая ярость?
Болтливость или внезапная скованность, раскрытые объятия или гнев... Единственное, что объединяет такие разные проявления эмоций - их источники трудно объяснить тем, кто их испытывает. И самое интересное, весь этот спектр чувств предназначается не совсем тому, на кого направлен. Точнее - совсем не тому. Иногда достаточно мелочи, чтобы запустить цепную реакцию - детали внешности, дежурного проявления внимания, или, наоборот, пренебрежения - и обрушивается лавина любви либо ненависти.
la Méprise du sujet supposé savoir Лекция была прочитана...
Чтобы понять оборот, достаточно послушать аудиозапись выступления Ж...
Дорогие друзья! Итогом моей длительной и напряженной работы...