Второй семинар из курса "12 понятий психоанализа" был посвящен рассмотрению сновидений в психоаналитическом контексте. Мы опирались на выводы, сделанные в связи с ошибочными действиями; изучение сновидений - следующий шаг в понимании бессознательного. Теоретический материал на простых примерах, ссылки на историю культуры, а также трудности реального клинического случая и толкование сновидений по Фрейду. О ключевых моментах нашей встречи далее.

Семинар 2: Сновидение прошел 7 февраля 2013 г. в киевском Музее сновидений. Наша встреча началась с моего предисловия о том, какие типичные примеры толкование сновидений можно найти в Интернете и почему им бы весьма удивился сам З. Фрейд. Эпиграфом к семинару я предложила использовать высказывание:

" ... наисложнейшая мыслительная деятельность возможна без участия сознания".

З. Фрейд, Толкование сновидений, 1900 г.

Далее мы следовали следующему плану:

1. Определения: различие между сном и сновидением

2. Понимание сновидений (этимология понятий, знаменитые сновидения)    

Мы ознакомились со словами, которые нам предстояло использовать: с их звучанием и написанием в разных языках, происхождением, и тем, как соотносится физиологический процесс сна с психической продукцией, т.е. с самим сновидением. По психоаналитическому определению, сновидение – это особый путь доступа к бессознательному.

3. Теории сновидений

- древние цивилизации

- Платон и Аристотель

- взгляды на толкование сновидений

Упомянув Ветхий и Новый заветы, сновидения Чжуан-цзы, пророка Мухаммеда, Александра Македонского и Карла Великого, мы перешли к озарениям во сне в различные эпохи. Ассирия, Вавилония и Халдея, древние Египет, Индия, Греция -каждая великая цивилизация имела свой собственный подход к вопросам толкования сновидений и управления ими.

Позиции Платона и Аристотеля сформировали два основных направления и в области оценки психической продукции, появляющейся во сне. Далее мы говорили об онейрологии и об онейромантии.

4. Источники: работы З. Фрейда

Там, где З. Фрейд увидел сновидение "об инъекции Ирме" в 1985 г., спустя 82 года появилась мраморная табличка на постаменте. Именно столько времени понадобилось для всеобщего признания значительности вклада Traumdeutung в европейскую культуру. Мною было упомянуто 11 его основных работ по данному вопросу, но говоря не так строго, в связи со сновидениями следовало бы привести всю библиографию З. Фрейда. Ответ на вопрос: "почему в психоанализе так важно сновидение?" мы дали при помощи цитирования работы "Толкование сновидений".

5. Смысл сновидения; сопоставление: ошибочные действия и сновидения

6. Принципы и логика действия цензуры

7. Смысл (Sinn) и Бессознательное: простейшая топология по Ж. Лакану

К радости тех, кому понравилась наглядность демонстрации, прибавился и критический взгляд; короткая пикировка завершилась дружным смехом в пользу чуть менее формальной атмосферы. Участники задавали интересные вопросы о ленте Мебиуса, мы рассматривали простые примеры. На последующих встречах мы продолжили раскрывать тему.

8. Работа сновидения: сгущение, смещение, образы

Для иллюстрации принципов мною были использованы кадры из мультипликационных сериалов Real monsters (смещение) и Hellsing (сгущение).

9. Классификация сновидений и возражения о кошмарах

Некоторые участники интересовались возможностью перерождений души, вещими снами, предвидением. Конечно же, мой ответ находился в логике психоаналитического подхода. Если альтернативные точки зрения для кого-то важны - уже этим они имеют право на существование, внимание, обсуждение. Но там, где кто-то скажет "твердо верю", психоаналитик предпочтет спросить "каков смысл".

10. Техника, принципы, приемы толкования сновидений

В основном, речь здесь шла о практике, о том, как соотнести теорию с повседневностью: кто какие сновидения видит, как их распутывать, с чего начинают и на чем останавливаются - чисто технические и прикладные аспекты. Мы снова использовали посылки предыдущего занятия об ошибочном действии, но теперь уже с новыми знаниями.

Присутствие и вопросы знакомых по летним чтениям Лакановских сред и по Лекиару дало мне приятную возможность упомянуть о "Стадии зеркала" и прояснить утилитарные следствия (для современного субъекта медисферы, по умолчанию интернет-серфера) подхода У. Биона к сновидениям.

Выводы

подвели итог под теорией; остальные вопросы имели, скорее, личностный характер.

snovidenie-lesВ завершение встречи я предложила участникам краткий отчет о значении работы со сновидениями в клиническом случае "Девушки-с-женским-трупом-в-лесу". Я рассказала об этапах работы, упоминая о связи символического с реальным, и о трудных моментах анализа. Особо я подчеркнула то, какие сновидения знаменовали завершение представленного анализа.

На этом семинаре мы ознакомились с тем, как "тайное и явное могут меняться местами". Надеюсь, что нам удалось продолжить логику рассмотрения ошибочных действий, установить связь между концептами и развить это понимание. На такой основе все получили представление о теории и практике работы со сновидениями в психоанализе.  

Общие сведения о курсе "12 понятий психоанализа" находятся здесь. Информацию о следующих событиях вы можете найти на сайте Музея сновидений

Буду рада видеть вас на следующих встречах! До скорого!