Семинар о libido - "экватор" курса и одновременно рассмотрение самого знаменитого понятия, по которому узнают психоанализ. На встрече меня обрадовало то, что постоянные участники курса "12" все лучше ориентируются в психоаналитическом дискурсе - это заметно по качеству вопросов и по метким ремаркам. Семинар был продолжением Влечения - можно сказать, что мы целиком на него опирались. Много времени уделили повторению, каждый раз дополняя уже знакомый тезис новыми соображениями о libido.
Во введении я напомнила присутствующим, что психоанализ - не Weltanschauung (согласно З. Фрейду), и что каждому практику приходится изобретать метод заново (согласно Ж. Лакану). Этим отчасти объясняется множественность подходов к концепту libido.
Как эпиграф мною было взято высказывание З.Фрейда о голоде и сексуальном влечении:
Факт половой потребности у человека и животного выражают в биологии тем,что у них предполагается половое влечение. В этом допускают аналогию с влечением к принятию пищи, голодом. Соответствующего слову голод обозначения не имеется в народном языке; наука пользуется словом libido.
З. Фрейд, Три очерка по психологии сексуальности (1905)
В этот раз много нашего внимания ушло на сравнение различных определений и на рассмотрение истории термина.
1. Эрос Платона и libido З. Фрейда
Поскольку сам З. Фрейд утверждал, что libido психоанализа было взято им из наследия Платона, мы говорили о поиске Платона, о его концепции любви как конструкции из противоречивых деталей (видов), составляющих единое - связь Эроса со всем сущим. В этом нам помогли отрывки из Пира и Федра (ок. 380-360 гг до н.э): нас интересовали вопросы нехватки и истинности т.н. "золотой середины" и истинной умеренности (Диотима); проблематика объекта/субъекта любви (образ колесницы).
Кроме того, мы увидели, чем libido принципиально отличается от Эроса и почему основатель психоанализа предпочел альтернативный термин.
2. История термина libido и его появление в психоанализе
Проследив средневековые латинские корни концепта (св. Августин, Б. Спиноза), мы вернулись к концу XIX в. - к одному из основателей современной сексологии, который использовал слово достаточно однозначно (А. Молль, Untersuchungen Über die Libido sexualis).
Впервые слово libido у З. Фрейда появляется в материалах, посланных В. Флиссу в 1894 г.
3. Теория сексуальности у З. Фрейда и ее развитие
Мы бегло осмотрели тот путь, который шаг за шагом проторил первопроходец - от разделения психоневрозов на актуальные и защитные до признания влечений ключевым моментом теории.
4. Различные определения и подходы к пониманию libido
Как всегда, несколько определений, различные трактовки в зависимости от:
- моментов концептуализации теории влечений;
- выдвижения предположений о нормальной или патологической сексуальной жизни;
- вопросов нозологии.
Из них я предложила сформировать основное: при этом помня, что каждый оттенок понимания термина по-своему ценен, а критерий практической применимости исключает догматизм!
5. Дефиниции К. Г. Юнга и позиция З. Фрейда
О том, в чем была суть небезызвестного спора, о кое-чьем facepalm'e и идейных результатах того, что сегодня принято называть butthurt'ом.
6. Механизмы разрядки и соотнесение libido с понятием влечения
Здесь участникам пригодилось все то, что удалось запомнить на предыдущей нашей встрече.
Как дополнительный литературный пример - Осиная фабрика Иэна Бенкса – The Wasp Factory (1984)
7. Виды инвестирования и объекта:
Я-libido
объект-libido
В этом месте мы обращались к М. Кляйн, сей почтенной британской даме, за базовым объяснением механизмов проекции/интроекции.
8. Психоаналитическое понимание стадий психосексуального развития
Пожалуй, этот вопрос в нашем семинаре был наиболее "практическим", поскольку помимо рассмотрения основной таблицы мы поговорили о повседневном применении выводов, о развитии зрелой сексуальности на конкретных примерах.
9. Факторы риска на пути развития libido
Сопоставление онто- и филогенеза, концепт Ф. Дольто, последствия ранних фрустраций и вседозволенности.
10. Эрос, Танатос и попытки позднейших модификаций теории влечений
О фундаментальном дуализме и о поздних работах З. Фрейда, начиная с По ту сторону... (1920) и в т.ч.:
Экономическая проблема мазохизма (1924)
Краткое введение в психоанализ (1938)
+ несколько неканоничных дополнений теории влечений ("не-Фрейд").
11. Миф Аристофана у Жака Лакана
миф о lamelle, фантазмический орган и введение в соотношение пениса и фаллоса
Выводы
Подытоживая все сказанное о libido, я продемонстрировала иллюстрацию, любезно предоставленную Ch. Dubuis Santini - Écart (2013): о разнице тела и организма.
Информация о курсе "12 понятий психоанализа" находится здесь. Анонсы следующих мероприятий вы можете найти на сайте Музея сновидений.
Дорогие друзья, до новых встреч!