Сублимация - то, чем мы с чувством и с толком занимались в уютном полуподвале на тихой печерской улице. Несколько часов кряду в конце первого месяца лета. Мы говорили о том, как в психоанализе понимается наслаждение без сексуального удовлетворения, но и не только об этом. Привилегия сублимации – в удовлетворении влечения без вытеснения (и далее - симптома), и в наилучшем варианте – без страдания. В сексуальном удовлетворении человек отказывается от “естественной” цели коитуса и заменяет ее социально приемлемыми (творческими) целями.
Введение
Как соотносятся наши желания, способности и конечная реализация желаний, и почему цель без пути к ней пустотна.
Как эпиграф я предложила слова З.Фрейда из Трех очерков...:
Прогрессирующее вместе с культурой прикрывание тела будит сексуальное любопытство, стремящееся к тому, чтобы обнажением запрещенных частей дополнить для себя сексуальный объект; но это любопытство может быть отвлечено на художественные цели (“сублимировано”), если удается отвлечь его интерес от гениталий
З. Фрейд, Три очерка по теории сексуальности, 1905 г.
1. Происхождение и использование термина
Напомнив себе о Средневековой алхимии с ее ритуалами очищения не только субстанций в тигле, но и самой души алхимика, мы рассмотрели остальные 4 варианта употребления термина:
- в химии и физике, в контексте лабораторных работ и экспериментов
- в изящных искусствах,
- в техническом значении, которое (как обезвоживание вакуумным способом, и как сублимационная печать)
Зачем столько дополняющих значений? Затем, что все названные параллели помогают каждому найти именно ту аллегорию, которая станет и понятной и удобной в личной практике психоанализа.
Так, от одного из участников семинара мною было получено сообщение с раскрытием сути процесса сублимации кофе - именно такое значение термина помогло в проведении аналогии и в усвоении материала семинара.
Конечно же, du sublime au ridicule il n'y a qu'un pas – от великого до смешного лишь шаг. Иногда судьбоносные мысли могут настигнуть нас и за чашкой кофе.
- в психоанализе, позже - в большинстве других психологических концепций.
2. Применение понятия “сублимация” в психоанализе
Фрейдовское понятие сублимации нельзя признать достаточно развернутым; более того, единой стройной "теории сублимации" в сочинениях З.Фрейда нетъ. Все же, нам доступен его ход мысли, следуя которому можем понять, как формы человеческой деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, могут порождаться силой сексуального влечения.
Как всегда, для полноты картины мы привели и оценили несколько определений.
По словам самого Фрейда: "Мы называем сублимацией такое изменение цели и объекта, при которых принимается во внимание социальная оценка" (З. Фрейд, Новые лекции по введению в психоанализ, 1932).
3. Определение сублимации как процесса и ее формы
• Сублимация – редкая судьба влечения
Здесь была вскрыта проблематика, порождаемая неоднозначностью понимания сублимации. Вот основные вопросы, на которые нам предстояло ответить в ходе дальнейшей работы: что можно отнести к сублимации, а что - нет? какая ее черта является основной, т.е. по какому признаку мы безошибочно можем узнать сублимацию? каково соотношение цели и объекта сублимации? и т.д.
После напоминания о характеристиках libido как энергии сексуального влечения, мы по аналогии с возгонкой рассмотрели модель психики как сублиматора.
К.О.: аналогия – это аналогия (!), реальность всегда сложнее и хаотичнее.
Здесь же о роли социальной оценки, о вариантах классификации сублимаций. Формы сублимации по направлениям и продуктам, которые выделял сам основатель психоанализа - художественное творчество (произведения искусства), социальная значимость (положение и статус в обществе), интеллектуальная деятельность (новые знания). Помимо этого, есть масса "неканоничных" классификаций, о которых я лишь кратко упомянула.
4. О психоанализе форм художественного самовыражения
Здесь я опиралась на несколько положений, сформулированных мною ранее для лекции о Психоанализе художественного творчества в Музее современного искусства.
5. Эволюция взглядов З. Фрейда на проблематику концепта сублимации
1) первая топографическая модель психического аппарата
Мы пошагово увидели механизм сублимирования по "раннему" Фрейду, а также постарались получить более целостное представление о разрозненных элементах теории сублимации.
Конкретно использовались цитаты из работ (возможно, кто-то найдет полезным перечесть на досуге):
З. Фрейд, Культурная сексуальная мораль и современная нервозность, 1908 г.
З. Фрейд, О наиболее распространенном унижении любовной жизни, 1912 г.
З. Фрейд, Введение в психоанализ, 1917 г.
Для наглядности я также использовала напоминание из другого семинара: схему механизма разрядки libido.
2) сублимация сквозь призму нарциссизма
Сублимация во второй топике (Я, Оно, Сверх-Я ) у т.н. "позднего" Фрейда. Вопросы десексуализации и "нейтральности" энергии. Иллюстрацией нам послужил герой А. Челентано из фильма Укрощение строптивого.
6. А. Фрейд и эго-психология
В числе прочих я упомянула и об Анне Фрейд, о ее понимании сублимации в работе
А. Фрейд, Я и защитные механизмы (1936)
7. Позиция М. Кляйн
• сублимация как восстановление “хорошего” объекта
Для удобства собравшихся в аудитории я создала несколько схем, стремясь ни в чем не отклоняться от работ классика британского психоанализа. С этой же целью мною были приведены оригинальные цитаты о роли "хорошей" и "плохой" груди:
М. Кляйн, Психоаналитические эссе, 1930 г.
М. Кляйн, Зависть и благодарность, 1957 г.
Мы раскрыли тему компенсации потерь и деприваций, а также, чуть забегая вперед - в семинар о Тревоге, указали на проблематику архаической тревоги.
8. Подходы к сублимации по Жаку Лакану
О центральном месте сублимации на примере работы горшечника.
Еще я предложила мини-таблицу со сравнением двух фрагментов терминологического аппарата М. Кляйн и Ж. Лакана.
Ж. Лакан, Семинар 1959-1960, Этика психоанализа, 1986 г.
Конечно же, мы не прошли мимо анекдотического случая эпатирующего высказывания Ж. Лакана:
Pour l'instant, je ne baise pas, je vous parle, eh bien ! Je peux avoir exactement la même satisfaction que si je baisais
Сейчас я не трахаюсь, а говорю с вами, ну и что! Я могу получать точно такое же удовлетворение, как если бы трахался
Как всегда у Ж. Лакана, эпатаж - далеко не просто эпатаж.
Lacan, J. Le séminaire (XI): Les quatre concepts fondamentaux de la psychanalyse. - Paris: Seuil, 1973. – p.151.
9. Предел сублимации и идеал Я
Подробное раскрытие проблем: есть ли в человеческой жизни возможность безграничной реализации сексуальности, каковы ее пределы? Сверхизысканность удовольствия в сублимации как… декаданс?
Мы уже были подготовлены к самому интересному предшествующими размышлениями; надеюсь, каждый из присутствующих под конец встречи уже имел инструментарий для самостоятельного плодотворного поиска ответов на подобные вопросы.
Выводы
В одной из этих фраз я оставила за собой право на слово "почти"
Созидательный порыв имеет исходный пункт в сексуальности, не исчерпываясь ею. Тип удовлетворения, полученный при сублимации, в психическом плане сравним с удовлетворением при непосредственных сексуальных действиях. Для сублимации необходима десексуализация, требующая вмешательства Я (фр. le moi). Сублимация позволяет с минимальным вытеснением отвечать на “первые требования цивилизации”, интериоризированые запреты и идеалы.
Последовала небольшая дискуссия, которая дала приятную возможность снова проговорить ключевые формулировки и четче увидеть предмет обсуждения. На семинарах радует, когда участники делятся своими мнениями и пожеланиями. Отдельное спасибо коллеге за вопросы о кастрации и о рыбалке!
Мой "комплимент от шефа" - медиасублимация (по мотивам Лекиара) - вызвал неподдельную заинтересованность у одной из наших участниц, что развернулось в ее монолог о значении анонимности (и ее отсутствия на современных медиапросторах). Кроме того, еще одним из наших участников мне был презентован фотоконтент по теме, чем с удовольствием делюсь.
Общие сведения о курсе "12 понятий психоанализа" находятся здесь. Информацию о следующих событиях вы можете найти на сайте Музея сновидений.
Благодарю вас за внимание, интерес и фидбек! До новых встреч!