angoisseКрипипаста – архив или копия т.н. Сreepy threads, сетевого контента, посвященного попыткам вызвать у кого-то либо самому испытать аффект путем ознакомления со специально подобранными материалами, провоцирующими тревогу. В зависимости от типа контента может вызывать как приступы, так и перманентные состояния тревоги.

Тревога – аффект неудовольствия разной степени интенсивности, который проявляется на месте бессознательных чувств субъекта в ожидании чего-то, что он не способен обозначить [1]
В ранних работах З.Фрейд видел в тревоге трансформацию накопленного напряжения, то есть побочный продукт либидо. Но в работе «Торможение, симптом, тревога» (1926) он пересматривает ряд положений и различает два уровня тревоги:

1. На первом «это аффект между ощущениями и чувствами, реакция на потерю и отделение» [2]. Эту часть тревоги Фрейд оценивает как «родовую», она является наследием дистресса от разлуки с кормящей матерью.

2. На втором тревога есть аффект, сигнал, реакция на опасность кастрации и одновременно «то, где я субъекта пытается освободиться от гнета Сверх-я» [3]. Речь идет здесь для З. Фрейда о тревоге, которая возникает у субъекта при прохождении фаллической фазы.

Тревога и таблица настройки

Таким образом, для Фрейда появление тревоги у субъекта всегда артикулируется как потеря объекта обличенного доверием, говорим ли о матери или же о фаллосе [4].

Ж. Лакан в Семинаре Х говорит о тревоге как о сигнализирующем о конфронтации с Другим аффекте.

Фотожаба – поделка в графическом редакторе, как правило, на основе уже существующего контента, отличающаяся резко провокационным характером. Разновидность креатива. Качество фотожабы зависит как от технического уровня воплощения идеи, так и от самой идеи.

[1] Перевод авт. ст. по изданию Dictionaire de la Psychanalyse/sous la direction de B. Vandermersch et R. Chemama. Paris: Larousse, 1998.

[2] Фрейд З. Торможение, симптом, тревога (1926).

[3] ibid

[4] Перевод авт. ст. по изданию Dictionaire de la Psychanalyse / sous la direction de B. Vandermersch et R. Chemama. Paris: Larousse, 1998.

Постановка вопроса

Чем завораживают пугающие образы? Когда мы видим тысячи смешных фотожаб, то интуитивно понимаем, что их цель – развеселить, рассмешить, или даже поднять самооценку того, кто узнает и врубится, чтобы развлечь «своих». Тревожить может только их количество. Но с пугающими картинками и текстами не все так однозначно. Есть высокая вероятность невротических фиксаций.

Откуда проистекает желание репостить крипипасту?

Если отвратительную, пугающую картинку или текст просто перевыкладывают, то чаще всего за этим стоит попытка проявить черный юмор или специфическая мстительность. Цель акта – произвести впечатление на кого-то внешнего, кто находится вне системы субъект/крипиобъект, то есть внешняя субъективация [5]. На читателя контента в каком-то смысле нападают, агрессивно воздействуют идентифицирующей индивидуализацией, когда при полуавтоматическом скроллировании субъект внезапно спотыкается о травмирующее. Нарастающая тревога резко прерывается столкновением с тем самым, что было необозначаемым.

Но зачем из крипипасты пытаются делать настоящие объекты искусства, уделяя им по много часов кропотливой работы на холостых оборотах? Только ли в болезненной фиксации дело, или за видимостью тотальной регрессии есть обильная пища для ума?

L’objet anal se trouve à être le premier support de la subjectivation dans le rapport à l’Autre, je veux dire ce en quoi, ou ce par quoi, le sujet est d’abord requis par l’Autre de se manifester comme sujet, sujet de plein droit

Анальный объект является первым носителем субъективации в отношении к Другому, то есть я хочу сказать что в этом, или этим, Другим требуется от субъекта проявить себя полноправным субъектом [6]

То есть, отделяемым от себя объектом субъект отвечает Другому и подтверждает, что способен поддерживать диалог. Мы видим, что в сетевом жаргоне совсем не случайно к лытдыбрам и фотожабам применяется сниженное высер тогда, когда автор не учел запросы аудитории и/или собственные творческие возможности.

Комменты могут быть любыми, но для автора крипикреатива продукт творчества все равно становится агальмическим объектом, воспринимаемым амбивалентно. С одной стороны, креатив позволяет получить признание Другого, но с другой – он создается по факту конфронтации с Другим и аффекта, как способ противодействия тревоге.

Читаем перед этим:

L’évacuation du résultat de la fonction anale en tant que commandée va prendre toute sa portée au niveau phallique comme imageant la perte du phallus

Выделение результата анального функционирования как выполненная команда полностью обретет свое значение на фаллическом уровне, словно скрашивая потерю фаллоса [7]

Подобное сведение к воображаемому опирается на связь анальной стадии со скоптофилией, то есть со страстью к рассматриванию. И, конечно же, с кастрационной тревогой, так как благосклонность Другого необходимо заслужить щедрым даром. Триада анального, скопического и кастрационного обуславливает дискурс подобных тредов.

barbie

L’angoisse chez l’obsessionnel, que Lacan caractérise comme angoisse anale, s’accroche à ce noyau irréductible qu’il faut que l’Autre «demande ça». Ses manoeuvres audacieuses, ses tentatives perverses et raffinées, visent cette demande de la part de l’Autre

Тревога страдающего навязчивостью, которую Лакан характеризует как анальную тревогу, присоединяется к этому несокращаемому ядру необходимости чтобы Другой «требовал это». Его дерзкие хитросплетения, его извращенные и утонченные попытки отмечают это требование со стороны Другого [8]

Moar! звучит так настойчиво потому, что это артикуляция необходимости требования. Нужно, чтобы что-то непрерывно требовалось, ведь нельзя наступать на промежутки между плитками и нажимать на пробел указательным пальцем. Moar потому, что moar!

[5] Фуко М. Надзирать и наказывать (1975).

[6] Перевод авт. ст. по Lacan J., Le Séminaire, livre X, L'angoisse, texte établi par J-A Miller, Seuil, Paris, p. 379

[7] ibid, p. 351

[8] Перевод авт. ст. по Charraud N., Introduction à la lecture du Livre X, на causefreudienne.net           

Творческий процесс

Каждый, кто мастерит фотожабу, должен деконструировать объект. Найти новый контекст или переосмылить старый. Внести ряд изменений, соединяя оставленное нетронутым (чтобы обеспечить узнавание) и новое, деформированное исходное и/или нечто привнесенное.

Чтобы деконструировать тревожащий объект, нужно понять, чем именно он тревожит. Только тогда станет понятно, по какой линии резать.

William Stoneham vs Dora Maar
Затем требуется концептуализация, то есть задумка, идея переосмысления. Здесь нужна наблюдательность, аналитические задатки, определенный кругозор. Сохранить узнаваемость, но при этом субъективировать исходник, приблизить его к себе. Для этого необходимы определенные технические навыки: необходимо ярче навести черты ключевых означающих, заретушировать лишние детали. Лишнее – все то, что отвлекает от центральной идеи, оказывающей гипнотическое воздействие.

М. Фуко неоднократно подчеркивал, что единого образца «правильного» субъекта нет и быть не может [9]. Субъект конституируется, говоря в терминах диалектики Гегеля, подчинением, повторением, и следуя за мыслью Лакана – отражением (стадия зеркала). Поэтому повороты мысли хоть и кажутся непредсказуемыми, но всегда сводимы к художественным канонам – постпостмодерн бесконечно цитирует сам себя по короткой сезонной моде, как иронизировал Ж.Лакан, говоря о предположительно знающем субъекте [10].

[9] Фуко М. Эстетика существования // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / М. Фуко. Ч. 3. – М.: Праксис, 2006.

[10] Лаканалия №5, Ошибка предположительно знающего субъекта.

Подходы к классификации                                                                                       

Раздел была подготовлен с использованием интернетов всего мира и собственной памяти.

Если необходимо классифицировать крипиконтент, то это удобно делать

  • по содержанию (люди, локации, животные и природа, предметы и т.д.),
  • по используемым техническим средствам (скан или фото объектов, коллаж в фотошопе, рисунок в пейнте и т.д.),
  • по шаблонам – уже сложившимся традициям оформления идей (в виде скрина страницы поисковника, отрывка комикса, при помощи привнесения в макет известной фразы или узнаваемого графического объекта и т.д.).

Тревожные по содержанию фотожабы и крипипасты строятся, как правило, вокруг одной локации, где находится некий пугающий персонаж (редко - несколько).

Можно выделить группу Звонка - по одноименному фильму ужасов, где всех, посмотревших определенное видео, начинает преследовать… нечто. Это аппеляция к пассивной форме перцепции, то есть достаточно просто не закрыть вовремя глаза или не зажать вовремя уши. К этому роду опасений апеллируют Вайомингский инцидент, БЕЗНОГNМ и прочие 3 ZAKOИА O VEhИOSTI, когда по телевизору якобы транслировали нечто опасное для мозга, и уже чуть подзабытый мультик Аум Сенрике. Подобных поделок все больше, некоторые имеют хорошо обоснованную легенду – barbie.avi, Suicidemouse.

Особо выделяются Mereana Merdegard Glesgorv и Smile.jpg, где Другой улыбается твоей попытке заполнить его базы данных собственными рисунками с неправильным расширением, %username% [11].

Сюда же можно отнести и текстуальные «письма несчатья» в виде спама, в которых обещается та или иная кара если не разослать дальше. Впрочем, сейчас эпидемия писем переживает спад – спамить уже немодно. 

-|@(7() II|>()|/|з8()|)97(9 II()IIb|7|<|/| 883(7|/| 8 |<()r|-||/|7|/|8|-|b||`/| |)|/|((()|-|@|-|( |-|3II()|-|97|-|b||\/||/| (()-|37@|-||/|9|\/||/| ||_|/|<|>|> |/| з|-|@|<;()8 [12].

Родственная группа связана с необходимостью активного действия субъекта – чтобы навлечь визит НЕХ требуется совершить ряд последовательных действий. Как правило, речь идет о весьма узнаваемых ритуалах обсессивной симптоматики, но встречаются и искаженные ритуалы различных религиозных традиций. Тех, кто как раз перечитывает у Лакана Стадию зеркала, порадуют различные опыты, кои гуглятся «зеркальным коридором», а также описания их результатов.

Распространены различные наблюдатели, которые либо агрессивно смотрят прямо в глаза, либо скрываются, но их присутствие ощущается по всему Интернету. Первая подгруппа делится на

- Омичеобразных, то есть крупных антропоморфных агрессивных фигур – например, сюда же могут входить и некоторые варианты Ктулху, и

- подобных The Hands Resist Him, где тревожит необычная, неприятная глазу деталь на вроде бы кавайном объекте: девочке, котенке и т.п.

Скрывающиеся от взгляда это, конечно же, Инглип, который ведает капчой, и киберпанковые вариации на тему Большого Брата. Есть подозрение, что это саморазвивающийся искусственный интеллект. 

heknowsИнглип особенно любим «сетевыми параноиками», то есть любителями во всем искать и находить подтекст и ряд скрытых значений. Ведь с его помощью удачно концептуализируюся все «находки» в хаотичном скоплении знаков: можно их легко объяснить, с гордостью поделиться своими и удивляться чужим. Бытие гропагом (служителем культа Капчи) сегодня актуальнее традиционных трещин на асфальте.

Есть упоминания о существе, которое где-то иногда появляется. Это может быть призрак человека, пришелец или нечто, напоминающее животное. Например, все еще популярны чупакабра и испанское существо. Существует масса вариаций по аналогии с историей зверя из Живодана – гигансткого то ли волка, то ли дьявола в волчьей шкуре, которого пытались изловить в Центральной Франции вблизи от Клермон-Феррана еще во времена Людовика Красно Солнышко. Урбанистический вариант – походжения метрокрыс размером, как известно, с собаку.

Творчество Ильи Масодова, как и Джеймса Хэвока, весьма основательно «в теме». Вообще, полемический прием reductio ad absurdum весьма популярен еще со времен античности и действует беспроигрышно. Хотите так и так? Вот что получится. Не нравится? Нравится? Уже без разницы, неосознанное упрощение применялось или элегантный полемический прием. Там тупик, так как осознанность выключается, а моральные противоречия остаются. Абсурд усиливает тревогу до максимума, так как апеллирует к хаосу до-зеркальной стадии, где рушатся мысленные структуры. Дальнейшее я описывать не буду, потому что не могу.

Чем безэмоциональнее и реалистичнее выглядит упрощение (а ведь действительно так могло бы быть, если только…) – то есть, чем меньше требуется от воображаемого сверхурочной работы – тем мощнее оно бьет по эмоциям. Страшнее всего та реальность, которая вторгается в сознание без спросу, внезапно, без символической и без воображаемой подготовки. Очевидно, что без подготовки возвращается отрицаемое и вытесняемое. Реальное всегда остается на своем месте, мы сами к нему приходим, двигаясь уменьшающимися концентрическими кругами. И внезапно замечаем его снова.

anxiety

Во дворе или в лагере все, наверное, слышали страшилку "Про черную руку": в черном-черном лесу стоял черный-черный дом, в черном-черном доме стоял черный-черный стол… рассказ внезапно прерывает рука рассказчика, которой тот неожиданно хватает слушателя. Саспенс разрядился, напряжение реализовалось действием, так как объект вторгся из реального, и реакцией становится вполне реальный визг или крик.

Страшно, когда тебя хватают. А если схватить некому? Не затопит ли тревога?

Кстати, на creepypasta.com собран огромный массив тематического контента, поделенного на разделы. Авторы ресурса условно разделили пугающее по жанрам: предметы (артефакты), состояния (смерть, безумие), всяческие твари, ритуалы и локации. Для неведомого оставили отдельную вкладку, первую справа. Есть масса Рунетных сборников, заточенных под отечественные особенности восприятия: хоть Мракопедию [13]. 

Вы ведь все равно не собирались сегодня спать, правда?

Текст: Полина Ювченко для Лаканалии 

[12] Каллиграфия на 1337 (leet).

[13] Этот абзац был добавлен в статью в пятницу, 13-го января, где-то около часа дня.