Jaques LacanРассмотрение Стадии зеркала - удача вживую слушать людей, которые генерят контент. Ценны все мысли, бесценна последовательная аргументация. Ссылки, разъяснения, уточнения, жизненные примеры, анализ культуры - для того, чтобы за буквами возникли слова, за фразами блеснул смысл. Лакановские среды нужны, чтобы в ритме мегаполиса иметь часы для размышлений в среде единомышленников.

Этим летом в булгаковском подвальчике каждую неделю, в кругу единомышленников происходила прокачка скилла "лакановский дискурс". В уютном киевском Музее сновидений мы вместе ЧИТАЛИ ЛАКАНА в свободной атмосфере творческого обсуждения, разбирали трудности, оставшиеся при прочтении работ Лакана, кратко подводили итоги.

Что особенно интересно - получить ответы на многие вопросы можно было от реальных практиков психоанализа, от настоящих аналитиков.

Nеделя 1. Изучаем работу Ж.Лакана Стадия зеркала.

  • Tочные параметры:

le stade du miroir comme formateur de la fonction du je, telle qu’elle nous est révélée, dans l’expérience psychanalytique. Communication faite au XVIe Congrès international de psychanalyse, à Zurich le 17-07-1949. Première version parue dans la Revue Française de Psychanalyse 1949, volume 13, n° 4, pp 449-455. 

Организовываем работу: находим русские переводы, сравниваем с французским оригиналом текста. 

    У каждого Участника - свой подход к психоанализу. В каждой сфере деятельности - философии, искусстве, терапии, медиа и IT, и т.д. - есть устоявшиеся взгляды, определенные рамки, за которые хочется заглянуть. Делимся целями чтения, много приятных неожиданностей. Kороткое введение (Henri Wallon, Rene Zazzo). Начинаем читать. Let's start! 

Упоминаются М. Кляйн, Д.В. Винникотт, Ф. Дольто. Идей много! Остаются вопросы, о которых участникам хочется подумать дольше, либо они очень объемны, либо кто-то полагает подготовить особую справку. Ко всему мы так или иначе еще вернемся:

- можно ли противопоставлять философию познания психоанализу?

- кто такой Болдуин и в связи с чем на него ссылается Лакан?

- как соотносятся Идеал-Я и Я-Идеал?

- идентификации: первичные vs вторичные. В чем различие?

- асимптота, что именно она иллюстрирует.

mirroir Nеделя 2. Продолжаем изучение Стадии зеркала.

К нам присоединяются новые участники. Добро пожаловать! Найдены еще несколько русских переводов. 

  • Рассматриваем вопросы, оставшиеся с N1:

+ cogito у Августина, Декарта, Хайдеггера. Si fallor, sum. Je pense, donc je suis. Важность ego и ergo в формулировке.

+ Вольфганг Кёлер (1887 - 1967): образ создается ad hoc, в данный момент. Дискуссия о значимости и о роли прошлого опыта

+ Джеймс Марк Болдуин (1861-1934): личность в общественном процессе, с социальной точки зрения. Индивидуальные различия заключаются, в том числе, и в возможности адаптации к нормам общества. Вопрос гениальности - насколько одаренность индивидуума принимается обществом.

+ параноическое сознание: определение паранойи из современного французского Словаря психоанализа. Гомосексуальность, форклюзия Имени-Отца

+ первичные и вторичные идентификации в работах З.Фрейда Я и Оно, Траур и меланхолия

+ воображаемое Идеальное Я, moi ideal (Я-Идеал, je-ideal) и символический Идеал Я, ideal du moi

+ асимптота как предел, линия, к которой кривая приближается, но которой никогда не достигает, и как стабильность состояния

Продолжаем чтение текста Стадии зеркала: статья невелика, но в ней много ссылок на объемные работы начала ХХ в. Пользуемся цитатами из работы В.Мазина. Разбираем каждое слово, пока не дойдем до смысла.

  • Уточнения:

relations objectales — отношение субъекта к объекту

гетерогенные (от греч. hetero, особый + genos, род) разнородные, состоящие из неоднородных объектов

гетероморфные (от греч. hetero, особый + morphe, вид, форма) отличающийся от нормального типа

женские гонады называются яичниками, мужские — семенниками

особенности биологии саранчи: нехватка белка, или почему кобылки при виде зеркала превращаются в походников

гипотеза Пуанкаре: Всякое односвязное компактное трёхмерное многообразие без края гомеоморфно трёхмерной сфере

формативный - определяет жизненные ориентиры

этологи устраивали порнопоказ для панд, чтобы те видели подобных себе

писатель и сюрреалист Roger Caillois (1913-1978). Цитируем работу Миф и человек. Человек и сакральное - глава Мимикрия и легендарная психастения: "если рыбу лишить зрения, то она не сможет приспосабливаться к среде, а древесная лягушка Hyla gratiosa, будучи ослеплена, остается зеленой на коричневой поверхности". Исследование миметического поведения как пример потребности человеческих существ “раствориться в окружающем”: “инстинкт ухода, бытие, поляризующие организм на состоянии застывшем, бесчувственном и бессознательном

дереализация и деперсонализация: почувствуйте разницу. Деперсонализация предполагает отвлечение катексиса от репрезентантов себя, тогда как при дереализации катексис отвлечен от репрезентантов объекта

  • Цитаты: "а ведь Лакан не врал!", "при создании заградотрядов использовались методы саранчи"
  • Назрели вопросы:

- 10 способов соотнесения философии познания и психоанализа

1. познающее я вторично к желающему (?)china_oedip

2. ...

- мифологический субъект

- древний Египет как бессознательное древней Греции

- иероглифическое сознание, или Эдип на Востоке

- понимание формативной и эрогенной красоты в Пире Платона

- Делезовский концепт тела без органов: как функционирует образ, как вписывается в диалектику желания (L'Anti-Œdipe Ж. Делеза и Ф. Гваттари)

 - шизофрения и проекция образа тела на автомат /атмосферный ролик/

- определение и иерархия понятий: среда, миметизм, мимикрия

- Стадия зеркала у животных: дикие vs домашние

- сюрреалистическая неудовлетворенность, peu de réalité

- фильмы как иллюстрации: Свято (документализм) и Брюс Уиллис (Голливуд)

Отчет о следующей встрече читайте тут.

DreamMuseum