Концепция фаллоса у Ж. Лакана стала центральным элементом всей структуры его дискурса. Понятие является неотъемлемой частью как комплекса кастрации, так и эдипова комплекса, языка, отношения между означающим и означаемым, и символической сетью обмена. Он присутствует в отцовской метафоре, связывая Реальное, Символическое и Воображаемое, в способах их соединения (психозы, неврозы, перверсии).
Nеделя 12. Чтение лекции Лакана "Значение фаллоса"
Все это Чтение было посвящено одной небольшой работе 1958 г.
Это доклад, сделанный на немецком языке 9 мая 1958 г. в Институте Макса Планка в Мюнхене, на конференции.
Концепт используется в аналитическом лечении (в свете лакановского подхода без него психоанализ немыслим), в его завершении, и, конечно же, при интерпретации переноса.
Что говорит о фаллосе Ж. Лакан?
В статье Значение фаллоса (1958), опубликованной в Ecrits (1966), Лакан определяет первичное символическое место фаллоса в бессознательном и его место в порядке речи: «Лишь на базе клинических фактов дискуссия может вестись плодотворно. Они свидетельствуют об отношении к фаллосу, устанавливаемом без оглядки на анатомическое различие полов [...]. Фаллос есть особое означающее, чья функция в интрасубъективной экономике анализа может, вероятно, приоткрыть вуаль, которой он покрывался в мистериях. Ведь это означающее ... »
Когда и как концепт появляется в дискурсе?
Сразу же мы можем сказать, что фаллос появляется в дискурсе Ж.Лакана как центральное понятие относительно поздно. Он почти не упоминается в его диссертации, ни 1932 г., ни в Семейных комплексах 1938 года, ни в Стадии зеркала. Следует отметить, что в Семейных комплексах комплекс кастрации рассматривается как фантазия, которая «состоит в основном в лишении члена, то есть в травме, которая может быть связана только кастрированием мужчины". Что касается фаллоса, то он упоминается только как воображаемый фаллос, представляемый ребенком того или иного пола у своей матери. Тем не менее, вполне вероятно, что преждевременность, нехватка целостного образа (см. в физиологических определениях Стадии зеркала), является призывом к "потерянному означающему", определяющему фаллос еще до того, как на сцене появится субъект.
В изложении Лакана фаллос появляется в связи с его символическим статусом, который не только отличается от воображаемого представления, но и делает невозможным понимание фаллоса как непосредственно полового органа.
Как же понимать фаллос (фр. phallus; англ. phallus; нем. Рhallus)? Лингам в Индии, φαλλός в Греции, что он значит для теории психоанализа?
Во-первых, это символ либидо для представителей обоих полов; во-вторых, особое означающее, отсылающее к совокупности последствий действия означающих на субъект (в особенности утраты, связанной с помещением сексуальности в язык).
Понятие фаллоса, центральное в психоаналитической теории, означает, что точка приложения успешной интерпретации в лечении является сексуальной.
Концепт фаллоса, ранее известный, скорее, филологам и историкам античности, отсылает нас к религиозным ритуалам мистерий. В особенности это касается Элевзинских мистерий, о которых нет прямых свидетельств, но сохранились упоминания у Платона. Кульминацией таинства было почитание симулякра мужеского пола, овладение могуществом как знанием об оплодотворении земли и людей. Заметна двусмысленность этого термина, когда воображая главенствующую роль пениса, на самом деле выбирают символ для почитания или же символ, понимаемый в логике бессознательного. Мы видим также, как этот термин позволяет связать сексуальность и зачатие через загадку отношений мужчины-и-женщины в антропологическом описании семейных отношений отца и матери. Фаллос становится объектом желания матери, запрещаемым сыну.
А что у Фрейда и других аналитиков, упомянутых в работе?
У З. Фрейда термин фаллос часто повторяется в связи с фаллическими символами сна, и в связи с организацией фаллической фазы, и подтверждает положение о сексуальном характере, присущем либидо. В этом концепт противоположен, например, его использованию в теории К.Г. Юнга, где желание связано с метафизическими витальными силами, а мифы рассмотрены с позиций религиозной инициации.
Акцент, поставленный на прилагательном фаллический, соответствует главной теоретической позиции Фрейда: либидо преимущественно является мужским, даже у маленькой девочки, к досаде Э. Джонса или K. Хорни. Фаллос является оператором необходимой желанию и сексуальному наслаждению асимметрии. Верно то, что если фаллос привязан к Эросу, та же сила стремится к единению, тогда как Танатос разъединяет, дезорганизует. Тем не менее, в По ту сторону принципа удовольствия (1920) Фрейд показывает, как сексуальное воспроизведение влияет на смерть индивидуума; то, что фаллично, не может, следовательно, быть чистым символом жизни. Сложность этого определения у Фрейда, кажется, соотносима с несократимым различием двух полов, а также с оппозицией между жизнью и смертью. Но благодаря Ж. Лакану фаллос стал в наше время фундаментальным концептом психоаналитической теории.
Короче, что же имеется ввиду, когда говорят о фаллосе?
Краткий ответ - принятие человеком своего пола.
То есть, Лакан помещает фаллос в центре психоаналитической теории, делая из него первоначальный объект вытесненного Фрейда. Именно так необходимо понимать следующее заявление Лакана: «Фаллос может играть свою роль лишь сокрытым». Кроме того, Лакан неоднократно отталкивается от положений М.Кляйн, согласно которым мать «содержит в себе» фаллос. Это влечет выводы о технике и о клинике. Снятие покрова с фаллоса противопоставляется психоаналитической интерпретации, но отсылает к инициации последним ошеломительным символом. Тем не менее, даже если верно, что в конечном итоге любое обозначение отсылает к фаллосу, то это совсем не отмычка любого сна или дискурса, но в принятие в расчет преграды, отделяющей означающее и означаемое, разделяющей также и субъект желания ($), ведь «бессознательное структурировано как язык».
Этот теоретический выбор объясняет, кроме того, разнообразие концепций фаллоса у Фрейда и его учеников: «Фаллос, в доктрине Фрейда, и не фантазм (в смысле действия воображаемого), и не частичный объект (внутренний, хороший, плохой), и тем более не реальный орган, пенис или клитор» (Лакан, Значение фаллоса).
Почему Лакан пишет об узлах?
Различия и артикуляция трех измерений Реального, Символического и Воображаемого разрешают противоречия этого понятия. Лакан пишет: «Фаллос есть особое означающее, где сторона логоса соединяется с появлением желания. Можно сказать, что это означающее выбрано как наиболее выдающееся из доступного нам в реальном сексуальной копуляции, также как наиболее символическое в смысле литературном (типографическом) этого термина, поскольку он равноценен связке (логической). Можно сказать также, что он из-за своего набухания является образом жизненного потока, проходящего сквозь поколения».
Как здесь можно подвести итоги?
Фаллос, следовательно, является центральным понятием психоанализа, при условии его артикулирования и понимания одновременно в трех измерениях, с позиций логики и топологии, которые разносторонне, но не противоречиво позволяют не делать из него понятия вещественные, магические, религиозные, метафизические. Означающее сексуального наслаждения, он является точкой, где артикулируются различия в отношение к телу, к объекту и речи.
Далее все эти идеи будут развиты Лаканом в его Семинарах, где главествующую роль займет фаллическая функция. Невозможность описать сексуальные отношения как таковые, необходимость использовать фаллическую функцию, поместит фаллос в игру слов нехватка и необходимость: между тем, что нужно, и тем, чего не хватает.
А об удовольствии и удовлетворении подробно можно прочитать в статье Наслаждение.
Литература:
Phallus et fonction phallique chez Lacan, Psychanalyse, 2007/3 n° 10, p. 95-103.
J. Lacan, La signification du phallus, in Écrits, p.692.
Dictionnaire de la Psychanalyse de R. Chemama, B.Vandermersch.
P. Valas. In les di(t)mensions de la jouissance. Publié en 1997, réédité en 2010.
Комментарии
Уровень подготовки каждого из участников был разным; вы верно заметили, среди чтецов было и несколько пси-профессионалов.
Что еще - пишите :)
Если статья написана для профессионалов, то ее можно понять. Если же речь о людях, которые не погружены в психоаналитический дискурс, то это - китайская грамота.
Впрочем, если цель статей не ликбез по Лакану, то вышеозвученная претензия снимается. Если же такая цель преследовалась, то своей задачи она не выполняет.