Концепция фаллоса у Ж. Лакана стала центральным элементом всей структуры его дискурса. Понятие является неотъемлемой частью как комплекса кастрации, так и эдипова комплекса, языка, отношения между означающим и означаемым, и символической сетью обмена. Он присутствует в отцовской метафоре, связывая Реальное, Символическое и Воображаемое, в способах их соединения (психозы, неврозы, перверсии).

Nеделя 12. Чтение лекции Лакана "Значение фаллоса"

Все это Чтение было посвящено одной небольшой работе 1958 г.

Это доклад, сделанный на немецком языке 9 мая 1958 г. в Институте Макса Планка в Мюнхене, на конференции.

Концепт используется в аналитическом лечении (в свете лакановского подхода без него психоанализ немыслим), в его завершении, и, конечно же, при интерпретации переноса.

В данном Чтении конспект был построен мною на основных вопросах, которые возникали по ходу работы с текстом. Enjoy!Полина Ювченко

Что говорит о фаллосе Ж. Лакан?

В статье Значение фаллоса (1958), опубликованной в Ecrits (1966), Лакан определяет первичное символическое место фаллоса в бессознательном и его место в порядке речи: «Лишь на базе клинических фактов дискуссия может вестись плодотворно. Они свидетельствуют об отношении к фаллосу, устанавливаемом без оглядки на анатомическое различие полов [...]. Фаллос есть особое означающее, чья функция в интрасубъективной экономике анализа может, вероятно, приоткрыть вуаль, которой он покрывался в мистериях. Ведь это означающее ... » 

Когда и как концепт появляется в дискурсе? 

Сразу же мы можем сказать, что фаллос появляется в дискурсе Ж.Лакана как центральное понятие относительно поздно. Он почти не упоминается в его  диссертации, ни 1932 г., ни в Семейных комплексах 1938 года, ни в Стадии зеркала. Следует отметить, что в Семейных комплексах комплекс кастрации рассматривается как фантазия, которая «состоит в основном в лишении члена, то есть в травме, которая может быть связана только кастрированием мужчины". Что касается фаллоса, то он упоминается только как воображаемый фаллос, представляемый ребенком того или иного пола у своей матери. Тем не менее, вполне вероятно, что преждевременность, нехватка целостного образа (см. в физиологических определениях Стадии зеркала), является призывом к "потерянному означающему", определяющему фаллос еще до того, как на сцене появится субъект. 
В изложении Лакана фаллос появляется в связи с его символическим статусом, который не только отличается от воображаемого представления, но и делает невозможным понимание фаллоса как непосредственно полового органа.

Как же понимать фаллос (фр. phallus; англ. phallus; нем. Рhallus)? Лингам в Индии, φαλλός в Греции, что он значит для теории психоанализа?

Во-первых, это символ либидо для представителей обоих полов; во-вторых, особое означающее, отсылающее к совокупности последствий действия означающих на субъект (в особенности утраты, связанной с помещением сексуальности в язык).
Понятие фаллоса, центральное в психоаналитической теории, означает, что точка приложения успешной интерпретации в лечении является сексуальной. 
Концепт фаллоса, ранее известный, скорее, филологам и историкам античности, отсылает нас к религиозным ритуалам мистерий. В особенности это касается Элевзинских мистерий, о которых нет прямых свидетельств, но сохранились упоминания у Платона. Кульминацией таинства было почитание симулякра мужеского пола, овладение могуществом как знанием об  оплодотворении земли и людей. Заметна двусмысленность этого термина, когда воображая главенствующую роль пениса, на самом деле выбирают символ для почитания или же символ, понимаемый в логике бессознательного. Мы видим также, как этот термин позволяет связать  сексуальность и зачатие через загадку отношений мужчины-и-женщины в антропологическом описании семейных отношений отца и матери. Фаллос становится объектом желания матери, запрещаемым сыну.

А что у Фрейда и других аналитиков, упомянутых в работе?

У З. Фрейда термин фаллос часто повторяется в связи с фаллическими символами сна, и в связи с организацией фаллической фазы, и подтверждает положение о сексуальном характере, присущем либидо. В этом концепт  противоположен, например, его использованию в теории К.Г. Юнга, где желание связано с метафизическими витальными силами, а мифы рассмотрены с позиций религиозной инициации.
Акцент, поставленный на прилагательном фаллический, соответствует главной теоретической позиции Фрейда: либидо преимущественно является мужским, даже у маленькой девочки, к досаде Э. Джонса или K. Хорни. Фаллос является оператором необходимой желанию и сексуальному наслаждению асимметрии. Верно то, что если фаллос привязан к Эросу, та же сила стремится к единению, тогда как Танатос разъединяет, дезорганизует. Тем не менее, в По ту сторону принципа удовольствия (1920) Фрейд показывает, как сексуальное воспроизведение влияет на смерть индивидуума; то, что фаллично, не может, следовательно, быть чистым символом жизни. Сложность этого определения у Фрейда, кажется, соотносима с несократимым  различием двух полов, а также с оппозицией между жизнью и смертью. Но благодаря Ж. Лакану фаллос стал в наше время фундаментальным концептом психоаналитической теории. 

Короче, что же имеется ввиду, когда говорят о фаллосе?

Краткий ответ - принятие человеком своего пола. 

То есть, Лакан помещает фаллос в центре психоаналитической теории, делая из него первоначальный объект вытесненного Фрейда. Именно так необходимо понимать следующее заявление Лакана: «Фаллос может играть свою роль лишь сокрытым». Кроме того, Лакан неоднократно отталкивается от положений М.Кляйн, согласно которым мать «содержит в себе» фаллос. Это влечет выводы о технике и о клинике. Снятие покрова с фаллоса противопоставляется психоаналитической интерпретации, но отсылает к инициации последним ошеломительным символом. Тем не менее, даже если верно, что в конечном итоге любое обозначение отсылает к фаллосу, то это совсем не отмычка любого сна или дискурса, но в принятие в расчет преграды, отделяющей означающее и означаемое, разделяющей также и субъект желания ($), ведь «бессознательное структурировано как язык».

Этот теоретический выбор объясняет, кроме того, разнообразие концепций фаллоса у Фрейда и его учеников: «Фаллос, в доктрине Фрейда, и не фантазм (в смысле действия воображаемого), и не частичный объект (внутренний, хороший, плохой), и тем более не реальный орган, пенис или клитор» (Лакан, Значение фаллоса).

Почему Лакан пишет об узлах? 

Различия и артикуляция трех измерений Реального, Символического и Воображаемого разрешают противоречия этого понятия. Лакан пишет: «Фаллос есть особое означающее, где сторона логоса соединяется с появлением желания. Можно сказать, что это означающее выбрано как наиболее выдающееся из доступного нам в реальном сексуальной копуляции, также как наиболее символическое в смысле литературном (типографическом) этого термина, поскольку он равноценен связке (логической). Можно сказать также, что он из-за своего набухания является образом жизненного потока, проходящего сквозь поколения».

Как здесь можно подвести итоги? 

Фаллос, следовательно, является центральным понятием психоанализа, при условии его артикулирования и понимания одновременно в трех измерениях, с позиций логики и топологии, которые разносторонне, но не противоречиво позволяют не делать из него понятия вещественные, магические, религиозные, метафизические. Означающее сексуального наслаждения, он является точкой, где артикулируются различия в отношение к телу, к объекту и речи. 

Далее все эти идеи будут развиты Лаканом в его Семинарах, где главествующую роль займет фаллическая функция. Невозможность описать сексуальные отношения как таковые, необходимость использовать фаллическую функцию, поместит фаллос в игру слов нехватка и необходимость: между тем, что нужно, и тем, чего не хватает.

А об удовольствии и удовлетворении подробно можно прочитать в статье Наслаждение. 

Литература:

Phallus et fonction phallique chez Lacan, Psychanalyse, 2007/3 n° 10, p. 95-103.

J. Lacan, La signification du phallus, in Écrits, p.692.

Dictionnaire de la Psychanalyse de R. Chemama, B.Vandermersch. 

P. Valas. In les di(t)mensions de la jouissance. Publié en 1997, réédité en 2010.