raketaУзнать, что нового появилось в романе S.N.U.F.F., какие узнаваемые литературные параллели и заимствования в нем имеются, как это делают культуртрегеры на Западе и чем занимают себя повзрослевшие герои можно в четвертой и последней части анализа. Мы попробуем понять пилота Дамилолу Карпова и Грыма, отталкиваясь от их "говорящих" имен. Кроме того, речь пойдет о проблематике камер, взглядов, запахов и о лакановском Другом.

Герои В. Пелевина: часть 4 (продолжение)

Напомню: Часть 1 рассмотрения текстов В. Пелевина была посвящена разбору образа главного героя. В основном, тому, чем же он привлекает, чем его речь злободневна, почему может вызвать желание подражать. Небольшая подстатья Об Учении и о мучении посвящена разбору "сути мессаджа". Часть 2 повествует о сопернике главного героя, о его возлюбленной, о близких отношениях с Дамой. Часть 3 - о Матери-хранительнице знания.

Повторюсь, лирический герой, литературный персонаж — далеко не всегда и далеко не во всем автор. Конечно, речь идет не о реальных личностях, а о тех, кого автор описал на страницах романов. Для цитат в скобках приведены ссылки на источники: тексты В. Пелевина (сокращение по первым буквам слов в названии произведения). 

Вот она — безлюдная детская площадка с ржавой ракетой, оставшейся от неведомого государства. Вот на маленьком экране ловко подпрыгивает принц, бороздит синее море корявая лодочка КВ, кто-то взбирается на Ородруин, стреляют досовские танчики.

KBВопреки этому мнению В. А. Осинского: "...книги Пелевина в первую очередь ориентированы на тех, кто имеет представление о том, о чем он пишет. Ориентированы на людей интеллигентных профессий – на тех, кому за сорок" (http://lito1.ru/text/73578), нынешних читателей, судя по ряду наблюдений, может тревожить и осадок от бурной полемики в школе после чтения романа под партой.

Годы идут, тексты множатся, но на просторах Рунета не так много взвешенных аргументов. Вопросов будет больше, чем ответов. Самое главное — помнить, что мы говорим лишь о текстах. Только о героях и персонажах. Интересовать будут совокупности означающих, универсальные элементы повествования, некоторые композиционные решения. Может быть, помимо каламбуров и героев с "обширным внутренним миром"

Мильчин К., Быть или не быть орком  

есть еще что-то, незаметное на первый взгляд?

Фриволите с бисером. A vos claviers, à vos navettes!

S.N.U.F.F.: что новенького?

Многое уже неоднократно было. Авторитетный военный дядька, одновременно пугающе влекущий и дающий ход карьере. Глуповатая садистичная девушка, изображенная в попытках поддержать карго-культ гламура: прекрасное неземное создание проводит жизнь в сексуальном обслуживании штатных идеологов режима. Нерешительный герой, которого куда-то тащит по пути мимо приканчиваемых его Дамой соперников.

Что еще? Оригинальное название. Спешу восполнить для тех, кто еще не успел войти в курс дела. Слово снафф (от англ. snuff — табак) давно известно и изображает в широком смысле слова реальную смерть на видеопленке, в узком — жесткий (порно)ролик, где заснято неподдельное членовредительство. На момент написания романа слово использовалось панковыми группами и контркультурными режиссерами, сейчас - повсеместно.

Uncle Grey Elevator

И-1. Uncle, Grey Elevator (2008)

В массовой культуре 90-х снафф мелькнул в видеопродукции по мотивам отечественных детективов. Кроме того, снафф может отсылать к анатомии, а именно к той части кисти руки, с которой снаффают измельченный табак или "дорожку". В английском Slang Dictionary еще аж за 1874 г. употребляется в значении, аналогичном русск. междометно-восклицательному "дело табак" (т. е. крайне плохо). Среднеанглийское snuffen или snuppen встречается в уиклифовской Библии (1384) сообразно староангл. snithan, расчленять и snide, разрезать. Нам нужно было вспомнить о Джоне Уиклифе еще и потому, что его поддерживали нонконформистские общины лоллардов (нидерл. бормочущие) и гуситов. Листаем Бертрана Рассела, находим глубинный смысл (1 шт.).

Виктор Пелевин решил (не)вольно процитировать SnuFF (2008) американского писателя Чака Паланика. Поскольку в этих snuffтекстах есть немало общего, далее Паланик будет неоднократно упоминаться. SnuFF'ом называется его книга о порнозвезде, решившей завершить карьеру рекордным числом соитий перед камерой. Те, кто раньше коллекционировали ее записи "для взрослых", свершают ритуальный брак на экране, почти как Татарский с Иштар у В. Пелевина в Generation "П". Разница в том, что у Паланика сцены натуралистичнее, а за символическим соитием с дивой экрана есть путь к реальной женщине; герой В. Пелевина выбирает лишь оборотней и кукол.

Но оригинальные компиляции заслуживают внимательного взгляда. В чем секрет Паланика? В wikifiction (в этой же логике М. Уэльбек распиарил муху), когда из легкодоступной в Инете информации отбирают интересную и цепляющую. Далее контент складывается новой мозаикой. При этом читатель все время информируем, как если бы действительно прыгал по тщательно подобранным ссылкам в облаке тегов. В. Пелевин в своем S.N.U.F.F.'e называет владеющих умением грамотно реорганизовать информацию словом контент-сомелье. При том, что критики обрушивались на самого Паланика с его украинским дедушкой за серийность производства, схематизм и каноны классицизма. В романе Т, где низкополигональные модельки шкурились сканом Достоевского, герой отличился в традиционной "укрской" (S.N.U.F.F.) забаве — лепить моды на игру С.Т.А.Л.К.Е.Р., детища широко известной в узких кругах киевской конторы. А для S.N.U.F.F.'a оттуда явно были присмотрены точечки.

В этом рукомесле важно именно качество подбора, иначе писателя легко заменила бы он-лайн энциклопедия.

О ремесленном подходе к литературе на www.openspace.ru/literature/: "Достоинства этого подхода очевидны, но есть и недостаток: полагаясь на технологии, велик соблазн воспроизвести те же манипуляции с теми же ингредиентами — и ожидать очередного успеха. Получается не всегда".

У Терри Пратчетта есть свой текст на ту же тему (Snuff, осень 2011). Этот роман входит в цикл сериала Городская Стража. Секрет Пратчетта — в количестве, 40 романов не предел.

pr pa ue 

И-2. Авторы других "снаффов": Т. Пратчетт, Ч. Паланик, М. Уэльбек

В чем секрет В. Пелевина? Пока что неясно: это вам не Америка, забавные факты нужно выуживать самим, новости теряют первую свежесть в день анонса. Зато в наличии комбинация уже известных персонажей и хорошо знакомых приемов. Почти все имена "говорящие" в продолжение гоголевских литературных традиций; как всегда, есть линки на предыдущие романы.

Яркие экспрессивные мазки, информационные поводы в горячих точках — хорошо, когда тексты читаются вовремя. Но помимо короткой сезонной моды существует незыблемое, тот посыл, который переходит из текста в текст. Многие рецензенты чувствуют подобную необходимость, даже если затрудняются сформулировать ее четко:

Что из «Снаффа» на самом деле любопытно экстрагировать — так это не смысл, а нечто еще, не то мораль, не то «ощущение», не то «истину»

подробнее: http://www.afisha.ru/article/10832/

Эта-то эссенция, по большому счету, и определяет качество текста и качество дискуссий о тексте.

Дао Кыси, гламкурс и дисмур

warcraftОрочий мир — весьма хорошо узнаваемый среднегеометрический пейзаж нескольких отечественных прозаиков, симпатизирующих фентези; из западных очевиден Плоский мир. Не все целиком, конечно, но стойкое ощущение deja vu не покидает при чтении описаний речи, быта Уркаганата - места, где обретается герой S.N.U.F.F.'a . Короче говоря, уже хорошо знакомая отечественному читателю этноцентрированная постапокалиптическая антиутопия.

Сравните три отрывка. Первый:

Вороны в тот день летели по небу не простые, а красные. Примета была самая дурная, да что с того: давненько уж не бывало в Многоборье добрых знамений. Если у кого в печи убегала из горшка каша, то непременно в сторону устья, к убытку; кошки даже в жару спали, спрятав голову под живот, – к морозам; вышедший ночью во двор по нужде обязательно видел молодой месяц с левой стороны... Время от времени выходили из боров недобитые отшельники–неклюды, приговаривали так: вот, не слушались нас, то ли еще будет, захотели себе начальной власти [князя Жупела Кипучая Сера], терпите нынче и не вякайте.

Второй:

На семи холмах лежит городок Федор-Кузьмичск, а вокруг городка — поля необозримые, земли неведомые. На севере — дремучие леса, бурелом, ветви переплелись и пройти не пускают, колючие кусты за порты цепляют, сучья шапку с головы рвут... На запад тоже не ходи. Там даже вроде бы и дорога есть — невидная, вроде тропочки. Идешь-идешь, вот уж и городок из глаз скрылся, с полей сладким ветерком повевает, все-то хорошо, все-то ладно, и вдруг, говорят, как встанешь. И стоишь. И думаешь: куда же это я иду-то? Чего мне там надо? Чего я там не видел? Нешто там лучше? И так себя жалко станет!

И еще один:

В древние времена здесь селились так называемые «мудрецы», стремящиеся подчеркнуть свой потусторонний статус ежедневной близостью к смерти. А городские орки ходили к ним погадать по книге «Дао Песдын» — они верили, что так можно задать вопрос самому Маниту ... Но при оркском императоре Просре Ликвиде вольных мудрецов упразднили, а все гадатели были подчинены генеральному штабу. С тех пор в кладбищенский лес ходит только молодежь — парочки, которым негде уединиться. Мертвецов и крокодилов они, конечно, боятся, но любовь сильнее смерти.

По порядку: М. Успенский (Приключения Жихаря, 1995), Т. Толстая (Кысь, 2000), В. Пелевин (S.N.U.F.F., 2011). 

Дело в том, что все подобные сюжеты обречены на сходство. Но кто-то делает ставку на психологическую убедительность характеров в условиях Brave new world, кто-то — на доскональное знание трудов Фрезера и Проппа, еще кто-то — на киберпанковую клубничку.

Ср. также: "могучие нейроэлектронные мозги Всеобщего административного Контроля и Управления по наблюдению за лояльностью неусыпно варят свои государственные мысли, чтобы каждый гражданин Западной Федерации мог занять в жизни место, достойное своих знаний, трудолюбия и склонностей. Ибо нет ничего важнее устройства счастливых человеческих судеб" (В.Крапивин, Гуси-гуси, 1988). Прозревающий мироустройство рекламщик-компилятор, лента Мебиуса в 3Д-редакторе и кочующие сюжеты уже присутствуют.  

Общее в том, что вероятность "опрокидывания" мира не обсуждается, мир уже приходит в себя после какой-то эпической катастрофы, о которой больше сказано умолчаниями, намеками, чем прямым текстом. В том, что Конец света наступит, сомнений нет, поскольку в фантазме он уже наступил. Мир хрупок, ему постоянно что-то грозит, его нужно спасать и поддерживать специальными (как может показаться читателям извне, парадоксальными) актами. Так, кэрроловской Алисеalice нужно было бежать вдвое быстрее, просто чтобы остаться на месте. В Зазеркалье промедление смерти подобно.

Цикличность макрокосма, жизнь героев от эры до эры заполнена массой противоречивых поступков, спутанностью, амбивалентностью. Не прекращается борьба (пассивная либо агрессивная) с обстоятельствами и с любым окружением. Новый поворот колеса сансары сулит только временное ослабление тревоги, а далее невротический механизм привычно "перерабатывает" всю манящую новизну в постылую обыденность. Каков способ отвлечься от этой снедающей тревоги? Дивный новый мир О. Хаксли:

Сомы грамм — и нету драм!

как бы перефразируется в тексте В. Пелевина в

Суры сорок килограмм — куча драм!

Конечно же, особую важность обретают обсессивные ритуалы. Гадательная книга из S.N.U.F.F.'a продолжает традицию ДПП — там тоже важны числа. Даже если такие "гадания" вызывают у самих героев раздражение, сарказм, они все же не в силах от них отказаться и полностью перенаправить внимание.

Интересно, что классик... кстати, тему урк-укр уже раскрывали в 2009-м году.

Продолжение на http://dumskaya.net/post/Novejshie_issledovaniya_po_voprosam_istori/ 

Так вот, классик современной украинской литературы Л. С. Подерв'янський озаглавил одно из своих последних произведений Блєск і ніщєта підарасів (осень 2007). Там есть все, что положено — укри, москалі, два главных героя: один — сильный и опытный, второй — юный и недалекий. Присутствуют телеоператоры, стилисты и имиджмейкеры. Есть сцена интеграции растерянного героя в медийное пространство западного образца. Там так же, как и в S.N.U.F.F.'е, присутствует пожилая феминистка, неприятная герою. Она характеризуема как

страшна зубаста діаспорська потвора, що проповідує політкоректні цінності міддлкласу

перевод: страшная зубастая диаспорская уродина, которая проповедует политкорректные ценности миддлкласса 

наподобие Аленушки из другой пьесы Л. Подерв'янського (Павлик Морозов) и Алены-Либертины (S.N.U.F.F.).

 alenuchkaИ-3. Образ Аленушки кисти В. М. Васнецова.

Старший герой сравнивается с самолетом F16, которому спереди приделали часть АН-2, младший герой ("дружок мій інфантільний") носит изысканный ирокез — все, как и в S.N.U.F.F.'е, только намного более лаконично. Наличествуют даже развратные резиновые куклы (только у Подерв'янського они хуны, а не суры). Кая улетает на юг, а в Блєск'е паровоз уезжает в сторону солнца.

Тема достаточно узкая, есть некий набор стандартных элементов и нелегко сохранять оригинальность. К тому же, в разделе Об учении и о мучении мы уже говорили о глубинном значении (не)вольных цитат и (само)повторов.

Заметно, что в S.N.U.F.F.'е герои делают почти столько же реверансов лаканойазычным, сколько и в Македонской критике, и в Шлеме ужаса. Хотя в Македонской критике героем было заявлено, что

нет слов, какими я мог бы выразить, насколько мне по х-ю французский обыватель

абзацем ниже тот же герой бросается спасать Европу от

потока грязной азиатской человеконефти

по контрасту воображая себя д'АртаТеодорихом на страже древней европейской цивилизации.

Эта экспрессия позже проявилась тем, что игр слов a la guten Morgenstern в S.N.U.F.F.'е не меньше, чем самого текста. Под это дело в новом романе даже выведен отдельный персонаж Бернар-Анри, le coq Hexagonal. С ним в тексте происходят сложные пертурбации в логике обмена фалличностью в уже знакомом читателю трио гуру-дама-герой.

Зачем нужны постоянные отсылке к фигуре старшего, более опытного наблюдателя? Ч. Паланик, SnuFF:

...для них это как проявление супружеской верности. Торжественное бракосочетание. Эти ребята, сжимающие в руках свои маленькие подарки — сегодня у них как будто медовый месяц. Консумация брака ... когда вас позовут, вы должны быть готовы к съемке

Македонская критика французской мысли:

Это признание в любви

и далее:

... отразившись в небесных зеркалах, оно нашло себе новых адресатов.

На переднем плане в романе - камеры слежения, постоянная съемка любых мелочей в различных ракурсах, видеонаблюдение. Противопоставление новостей и фильмов в S.N.U.F.F.'е заставляет вспомнить о Бальдре и Локи в Empire V. Но в какую камеру герои делают признания в любви, кто этот глядящий со всех небесных мониторов Маниту? Давайте исследуем внимательный взгляд подробно.

Герой и камеры как взор Отца

Во всех текстах присутствует мотив слежки и игры на публику в связи с подозрением о наблюдении.

GPВ лечебнице наблюдают за Петром (Чапаев и Пустота), старшие вампиры наблюдают за Рамой (EV), и все отслеживают спецслужбы. Следят и за А Хули (СКО). За графом Т. следят вообще глобально — целиком его выдумывая специальным коллективом. Если в видеосъемка была более-менее терпимой процедурой, необходимой для сакрального брака с богиней, то в позднейших текстах она превращается в мучительное наказание. Следствием слежки становится производство компромата и прямое напоминание о неприятном долге (ДПП, СКО).

Взор и взорвался — часто встречающиеся во всех текстах слова.

Насколько могут быть оправданы подобные опасения в нашем мире?

Боязнь камер — все еще не постсоветская примета. Например, за последние пару лет в новостях не раз упоминалось, что ограбления банков наших широт, заснятые на видео, не были раскрыты. Во-первых, скверное разрешение. Во-вторых, непрофессиональное (или наоборот, очень профессиональное?) положение камеры, когда видно все, кроме того, что нужно. В-третьих, проблемы с проводкой в самые неподходящие моменты. В-четвертых, носитель с единственной копией регулярно исчезает при загадочных обстоятельствах.

Эта тенденция нашла отражение в массовой культуре. Например, см. сериал о Галине Брежневой, где охранник проводит ряд манипуляций с видеоматериалами наблюдения.  

В-пятых, потерпевшая сторона чаще всего вынуждена отказываться от претензий.

Гуглить "сын депутата избил" и "депутат сбил".

У нас проблема постоянной съемки не стоит настолько остро, и толку от камер пока еще относительно мало. Камер больше боятся на Западе. Приезжающие и охотно проводящие семинары "западные" сенсеи не устают напоминать, что при самообороне нельзя формировать кулак, на записи должна фигурировать лишь открытая ладонь.

Как обстоит дело со съемкой в романе, насколько важно место жительства героя? В S.N.U.F.F.'е о камерах нужно помнить везде и всегда, даже при прямой угрозе жизни: за Грымом следят и в БигБизе, и на его родине. То есть, тревога сопровождает героя повсюду. Он позирует при любых обстоятельствах (S.N.U.F.F.):

Грым попытался повторить ее улыбку (это, конечно, получилось не слишком)

gorinichИ-4. Переосмысление образа Змея Горыныча.

К камерам в S.N.U.F.F.'е присоединено мощное оружие. Пушной зверь Гарм-Грым постоянно находится под прицелом то ли оружейных стволов, то ли объективов. В том же романе старший герой, Дамилола, позволил себе быть большим братом рядом с неопытным Грымом. Но несмотря на такую "взрослую" позицию, пристальный взгляд высокопоставленного функционера для Дамилолы все еще крайне важен и рождает лавину самоупреков (S.N.U.F.F.):

... пеняет братцу по касте на нашу тщательно скрываемую бедность

Показывать фак в камеру рекомендуется как в Зенитных кодексах Аль-Эфесби, где на рельефе размещаются оскорбительные послания, так и в S.N.U.F.F.'е, где уже можно просто снять портки перед объективами. Эта тема очень подробно разбиралась в западном постмодерне. Достаточно упомянуть интерес Сл. Жижека к теме объективов и интерес героев ПВО к Жижеку.

Грым удовлетворяет желание Другого, представляя его камерам и пушкам все моменты интимности, что тот хочет увидеть (сцены с Хлоей, Каей). Важно показать Другому то, что тот вожделеет увидеть. Почему? Паланик, Призраки:

Эта цепочка вуайеризма: Кларки наблюдают за кем-то, наблюдающими за кем-то, наблюдающими за кем-то, — это было волнующее ощущение ... было легче от мысли, что они не одни такие, что существует какая-то связь времен

Как здесь не вспомнить Заметки об одном неврозе навязчивости (З. Фрейд):

... работая глубокой ночью, он обычно открывал парадную дверь призраку отца, а затем рассматривал свои гениталии через увеличительное стекло.

Увы, наслаждение практически сразу исчерпывается, стоит герою попасть в долгожданный рай-утопию (как изображен в S.N.U.F.F.'е материальный достаток) и довести до максимума все рычаги с надписью "удовольствие". Временное облегчение не спасает от тревоги; надвигается регрессия. Последствия символического соперничества с Именами Отца — ожидаемая расплата за попытки действовать независимо. И даже это герой согласен терпеть, вот только тревожат запахи.

Du riechst so gut

Волк-оборотень говорит лисе А Хули (СКО):

Я, наверно, никогда не привыкну к тому, как ты пахнешь

и с отвращением, но весьма подробно повествует о типичных человеческих и городских запахах. Герой страдает от обсессивной симптоматики, так называемой тенденции к осфресиолании (S.N.U.F.F.):

Он успел нанюхаться всяких запахов, по которым, наверно, можно было бы составить энциклопедию оркской жизни ... Нанюхавшись оркских запахов по второму разу...

Зигмунд, вдоволь насидевшись в кафе (см. рассказ В. Пелевина Зигмунд в кафе),homme aux rats останавливается на рассмотрении подобных проявлений в анализе, но не Человека-с-волками, а Человека-с-крысами. З. Фрейд пишет, что пациент, офицер запаса, проявлял себя как типичный ренифлер (или осфресиоланьяк) снова-таки в Заметках об одном случае невроза навязчивости:

По его собственным словам, будучи ребенком, он узнавал каждого по его запаху, как собака; и даже когда он вырос, он оставался более чувствителен к запахам, чем большинство людей. (Я могу добавить, что в детстве он был подвержен сильному копрофилическому пристрастию). Я встречал эту особенность у других невротиков, как у истерических, так и у обсессивных пациентов и узнал, что тенденция к осфресиолании, угасшей с возрастом, может играть роль в генезисе неврозов (например, при некоторых формах фетишизма)

То, что героем В. Пелевина переживание ():

во всей вселенной пахнет нефтью

понимается как самое глубокое откровение, может отчасти проиллюстрировать тезис З. Фрейда, приведенный выше. Идентичное высказывание используется в качестве эпиграфа в произведении ПВО, где герой мстит иностранным интеллектуалам: они принудительно содержатся в сарае с невыносимой вонью (МКФМ). Здесь можно заметить, что в СКО судорога кишечника объясняется как способ убить влечение, а в МКФМ культуртрегеры страдают вынужденным расстройством желудка из-за неудобоваримого пайка из деликатесов. foie gras

И-5. Foie gras как оно есть

Жак Лакан уточняет источники мстительного внимания в классическом случае невроза навязчивости:

...тот же рассказавший историю о казни капитан, который сильно взволновал его демонстративной жестокостью, сообщает, что субъект должен вернуть долг ответственному за почту лейтенанту А., предположительно заплатившему за него. И вокруг этой идеи возврата долга окончательно формируется кризис. Субъект делает из нее невротическую обязанность выплатить сумму, но при особых точных условиях. Эту обязанность он вменяет себе в виде внутреннего приказа, который внезапно возникает в навязчивом состоянии, противореча выражению первого порыва "не платить". И вот он уже сам связал себя противоположной клятвой "заплатить А.". Но он быстро замечает, что этот абсолютный императив неадкватен, ведь за почту ответственен не А., а лейтенант Б. Это еще не все. Уже в момент построения бредовых прожектов субъект прекрасно знает, как понятно из дальнейшего, что в реальности он должен эту сумму даже не лейтенанту Б., а попросту даме с почты

по Lacan J., Le mythe individuel du névrosé, in ORNICARЕ № 17/18, 1979, p. 289-307, цит. в перев. авт. ст.

Вспомним и о Числах. В тексте ДПП ясно говорится, что 3 — контур женского зада, а 4 — мужской торс с выставленными назад локтями. Навязчивость героя явно видна в особом Степином ритуале для поддержания эрекции (ДПП), когда он, сев на корточки спиной к партнерше, пытается завести согнутые руки назад так, чтобы ткнуться локтями в ямочку между ягодицами. Таким образом, партнеры символически соприкасаются задними частями. При этом герой представляет, что о нем в этот момент может думать Лебедкин по ту сторону скрытой камеры. Дальнейшие звенья (найденные в Жизни насекомых), здесь восстановлены не будут, чтобы не углубляться в те сексуальные предпочтения героя, о которых он сам, возможно, не хотел бы догадываться.

Стоит упомянуть, что в СКО много размышлений посвящено вопросу непорочности и проблеме первого полового акта: он и пачкает, и лишает доброго ангела. Это значит, что утрата невинности негативно сказывается на способности Дамы вызывать перенос у героя. После потери девственности Даму ждет символическое наказание: она попадает в отделение милиции, где ее третируют как проститутку.

Относительно партнера акцент делается на том, что (СКО):

особенно поражал воображение инструмент любви... этот молот ведьм

Акцент, получивший широкое распространение еще в античности; туда же Гаргантюа, де Сад и Завулон. Торчащие предметы, привлекающие особое внимание ГГ, связаны с угрожающим взглядом. Например, Татарский при виде машины с низкой посадкой задается вопросом о том, не пробуравит ли ее днище прут или лом — и на следующем же перекрестке пытается вступить в соперничество с обладателем красного джипа. Испугавшись лома, Татарский вытесняет тревогу агрессивным разглядыванием — идентификацией с агрессором. Затем он навязчиво сталкивается с экскрементами — переставляя буквы и получая merdeces (der'mo, простите мой клатчский) то в рекламе для Мерседеса, то в рекламе одежных брендов.

Короче говоря, "роскошные образы и мастерски сконструированный мир"

это высказывание о S.N.U.F.F.'е закопирайчено на http://www.exler.ru/blog/item/11091/  

весьма органично вписываются в матчасть начинающего фрейдиста. Конечно, если не ограничивать себя только "турбоюнгианским методом" (ЧиП).

Вероятно, человеку, страдающему от невротического симптома и не имеющего предпосылок для его проработки, художественные описания переживаний, подобные его собственным, могут показаться чем-то наподобие мистического визионерства (МКФМ):

способностью к духовному зрению... отразившейся в небесных зеркалах

Скромное обаяние героя основано, в сущности, на том же самом эффекте.

S.N.U.F.F. и смена парадигм

Что же изменилось (сгустилось, сместилось) в S.N.U.F.F.'е? Подойдем к роману со всем тем, что мы заметили в предыдущих фрагментах. Кому легко отождествиться с придуманным героем?

Догадка, перерастающая в уверенность, появляется при чтении уже в начале романа. Количество сниженной лексики весьма солидно, но дело не в ее обильном использовании, а в уровне дискуссии героев и в качестве этой сниженной лексики. Она не фигурная, а обыденная, бытовая. "Воцерковленный говнометарий" (S.N.U.F.F.) из уст героя не так уж страшно тем, кто способен продраться сквозь матановую капчу.

Важно и то, от каких героев исходит месседж. Повествование ведется от имени Дамилолы Карпова, уже немолодого пилота.

Давайте мы с Вами, уважаемый читатель, предпримем попытку рассмотрения имени героя S.N.U.F.F'а: Демьян-Ландульф Дамилола Карпов.

demjan bedniy"Демьян" русскоязычному интеллигенту слышится как "Бедный", и считается, что этот безбожник у станка был прототипом булгаковского Иванушки Бездомного. Помимо фамилии поэта слово может означать и буквально бедность, и простоту, бедность духа.

Дождикова Н.А., Чем был недоволен Берлиоз?- Нева, 2009, №7. 

Ландульфы — князья лангобардов, правившие тысячу лет назад. Ландульф I наиболее известен борьбой с Византией. Ландульф II демонстративно не признавал византийского суверенитета. Если прочитать "Ландульф" задом наперед, получится "флуд нал". То есть, генеришь флуд — получаешь нал, наличные.

На данную идею меня натолкнул клинический случай, когда слово жаксно в дискурсе анализанта оказалось воспринятым наоборот он скаж[ет] и он скаж[ений] (укр. скажений – бешеный). Подробнее см. ст. Стревожас: фрагменты F. в журнале Лаканалия №8 за 2012 г. 

Все еще памятно резонансное убийство маленького нигерийца Дамилолы в Лондоне. В англоязычной Википедии говорится о том, что он подвергся травле: одноклассники говорили ему "fuck your mother" и обвиняли в гомосексуальной ориентации. Он умер от потери крови после ранения в левое бедро разбитой бутылкой.

Подробнее здесь: http://en.wikipedia.org/wiki/Death_of_Damilola_Taylor  

Имя может иметь двойное дно: записав "Дамилола" по-английски, Damilola, получаем при прочтении наоборот "A loli mad", то есть Тот-кто-без-ума-от-лоли. Напомню, что "loli" — широко используемое в Интернете сокращение от lolitas как синонима несовершеннолетних девочек.

Что касается фамилии, то возникла догадка, что это намек на карпа, рыбу, которая по легенде плывет против течения. Кроме того, карпами оформлен небезызвестный форум.

Подытожим. Если допустить, что все эти догадки адекватны контексту произведения, получается бедный безбожник, нелюбимый соучениками и коллегами по цеху, вынужденный у станка писать флуд за наличку, считая при этом, что борется с системой, и имеющий отдушину только в полулегальном лоликоне. Собственно, все это явно присутствует в тексте S.N.U.F.F'а.

Любопытно, что в расшифровке имени и в фактах текста не совпадает одна деталь: Дамилола говорит о том, что верует в божество Маниту и пишет текст для него, тогда как Демьян Бедный был решительно против опиума для народа. Но если под Гитчи-Маниту мы будем подразумевать Другого в лакановском смысле, кажущееся противоречие исчезнет.

В начале текста Дамилола предупреждает, что попытается передать чувства Грыма — юнца, влюбленного в его Даму.

Грым перекликается с Гармом — псом о пяти ногах (СКО), знаменуя тем самым местный Рагнарек. Сказки братьев Гримм без литературной обработки могут ужаснуть впечатлительных. Но Грым еще и отсылает к грымкам (вар. гремьям), могилам предков.

Сам Дамилола — это то, как все Рамы, Петьки видели своего соперника — и заодно себя, когда вырастут и возмужают. С увеличением энтропии юному герою вынужденно пришлось занять место соперника, дистиллят символических идентификаций. Вытесняемое ранее воображаемое напомнило о себе из живого зеркала. pilots

И-6. Младшие боги будут соперничать с Зевсом, свергнувшим когда-то Крона

Повзрослевший пилот — с опытом, ремеслом — принужден теперь соперничать с собой неоперившимся, полным нелепых надежд. Местонахождение его в данном случае неважно (МКФМ):

он называл себя "мыслящим патриотом" — то есть таким, чей патриотизм распространяется на все места, где тепло и солнечно.

Дамилола после потери своего летательного аппарата участвует в устроении увеселительных мероприятий в богатых особняках. И размышляет о фалличности (S.N.U.F.F.):

как эти неустановленные люди ухитряются производить нечто совершенно нематериальное и неощутимое — и с его помощью цепко держать за яйца весь большой материальный мир

Старший герой спасается от скуки в привычной работе, ставшей рутиной. Параллельно он пишет для недогрымов сказку про Грыма.

А что же случилось с Грымом? В романе есть подробное объяснение того, как именно эволюционировал юный герой (S.N.U.F.F.):

Вместо помпезных, дышащих варварской замысловатостью оркских фразочек, которые так нужны в снафах, он постепенно стал поставлять старшим сомелье свои подростковые фантазии о жизни, обтесанные на креативном доводчике во вполне человеческой (чтобы не добавить — лузерской) манере

Научившись говорить на языке обзорщиков вирусного ты-тюба, Грым решает (S.N.U.F.F.):

найти рискованную работу среди орков, которая позволила бы ему хоть что-то подкопить

и сбегает вниз под предлогом... поиска подходящих младенцев по оркским деревням. Почему вниз? Читаем там же:

вверху его конкурентами была армия на все готовых контент-сомелье, владевших доводчиком и словарем культурных кодов намного лучше, чем он. А внизу он был как рыба в говне. Да и визитные карточки пригодились бы

Визитки герой разрабатывал с особым тщанием, хотя в них не было особой необходимости, и умилялся их виду. Oh, exploitable!

То есть, юному герою в S.N.U.F.F.'е не хочется ни расширять кругозор, ни осваивать новые занятия, ни глубже заглядывать внутрь себя. Но ничегонеделанье при нехватке средств его тяготит. Его раздражают даже обои.

Оба героя соединяются на время ритуала распития спиртного, а затем снова погружаются в уныние, каждый по отдельности. В подобных условиях важными становятся мелочи, которые иначе могли бы вообще остаться без внимания, и этим мелочам приписывается большое значение. На это уходят все силы, свободная энергия иссякает, без интенсивной внешней стимуляции герой ощущает себя умершим.

shema otec
 

 

 

 

 

 

 

 

И-7. На иллюстрации видно, что в S.N.U.F.F.'е герой уже не "убирает" Отца целиком (поскольку трудно "убрать" себя же, только взрослого), а чуть смягчает кару, лишая фалличности и (в перспективе) дома

Авт. ст. хотелось бы высказать субъекту, пожелавшему сохранить анонимность, благодарность за схему взаимодействия героев в MS Paint 

Перспективы Грыма в культуре людей сводятся к вопросу о том, стоит ли (S.N.U.F.F.):

бесплатно трахать свинью перед телекамерой

никакого другого занятия он себе придумать не может.

Поэтому Кая легко заманивает Грыма в просветление транзитом через село Шлюдянко; он убегает вслед за чужой Дамой. И решается, наконец, последовать за ней в просветление (про сферический дзен в вакууме см. раздел Об Учении и о мучении в предыдущем номере Лаканалии).

Если бы Грым внимательно прочел Священную книгу оборотня, то знал бы, что за это ему придется сидеть в заброшенном углу заросшего густой зеленью старого карьера. А затем его, как и прочих героев, будут ждать проблемы с властьимущим соперником, который уже заранее лелеет злость:

Черное сердечко ♥. Лучше не придумать 

Все действующие лица собраны для финального акта. Символьный ряд:

На главной улице мне встретилась пара куриц, отдыхающая в луже свинья и пьяный сельскохозяйственный орк в грязной сермяге, с вилами в одной руке и бутылкой воли в другой. Честное слово, увидь я его в новостях, я бы поморщился и подумал, что военная пропаганда не должна быть такой топорной

На этой сцене все в сборе: пара куриц уже была в Затворнике и Шестипалом, мстительная Родительская репрезентация (свинья) и вызывающее протест Имя Отца (пьяный орк). Далее (S.N.U.F.F.):

молодой орк вдруг развернулся на деревенской улице, показал фингер солнцу, сплюнул и пошел дальше ... довольно захрюкал сидевший на придорожной лавке орк

Почему орк довольно хрюкает? Потому, что агрессивно тыкающий фак Грым ведет себя [по-свински] как грозный Отец, но при этом он жалок, так как слепо копирует повадки другого. Другому по душе похожий на него хамящий Грым. В МКФМ возле розовых поросят фотографируются заключившие брак помощники героя. Хрюкает и Александр в СКО, когда решает вернуться на службу - "если надо, хрюкну хором", становясь после этого генерал-полковником.

Расшифровывается часть этого ряда и у З. Фрейда:

Он должен был думать: бог — свинья или бог — кал. Однажды во время путешествия на немецкий курорт он страдал от навязчивости, так как должен был думать о святой троице, когда видел на улице три кучки навоза или другого кала. Тогда же он совершал своеобразный церемониал, когда видел людей, внушавших ему жалость: нищих, калек, старцев. Он должен был с шумом выдохнуть воздух, чтобы не стать таким, как они; при определенных других условиях — втягивать также с силой воздух

Фрейд З., Из истории одного детского невроза (Обзор среды и история болезни), 1914-1915 гг.

Выдохнуть, фыркнуть таким образом и есть хрюкнуть. По этой детали, хрюканью, мы можем определить обсессивность ГГ, а по сравнению Дамилолы со свиньей и эпитету жирный — идентификацию с агрессором.

Так, как на время соединились в пути два героя, должны соединиться и два варианта женского образа (S.N.U.F.F.):

На дне моего ума, кажется, плескалась зыбкая и совершенно безумная с технической точки зрения надежда, что в миг встречи она раскается, подойдет, обнимет мою «Хеннелору», и единственная вещь, которую я люблю, понесет домой единственную близкую мне сущность. Ну или наоборот, неважно

Rinoa Adel bossИ-8. Чтобы легко визуализировать этот отрывок текста, читатель может воспользоваться уже приводившейся ранее иллюстрацией из Final Fantasy VIII (см. части статьи 2, 3)

Погоня за беглецами приводит к тому, что ситуация не оставляет пилоту возможности считать себя крутым в реальности. Рушится его идеальное представление о себе, у него не укладывалась в голове потеря Идеального Я из-за действий соперника. Старший герой впадает в истерику. Идентификация с агрессором доводится до кульминационной точки, и Дамилола готовится к мести (S.N.U.F.F.):

Ну посмотри, думал я мстительно, посмотри напоследок на летающую задницу, душечка. Теперь ты видишь, какой я на самом деле. Взгляни, кого ты вероломно обнимала столько ночей, чтобы променять на этого оркского урода. Уйди же с ним вместе в небытие

Дамилола завершает круг, повторяя травматическую ситуацию: Грым наслаждается перед ним с Каей так же, как когда-то с Хлоей. В этом особая функция повторения: расплатиться за вину субъекта и тем самым уменьшить ее тяжесть, при этом не выплатив долг полностью.

Фрейд З., Некоторые типы характеров из психоаналитической практики (Те, кто отступают перед успехом), 1916 г. 

Пилот, прочувствовав гнев до дна, стреляет в любовников. Но оказывается, что по оплошности его орудия заряжены салютами вместо ракет, и фейерверки красиво разрываются в небе. Мощные символические оргазмы символического Отца (6 шт.) при виде соития юного героя с Дамой: именно так он мог в молодости представлять себе эмоции старшего соперника.

Отказ от убийств оборачивается тройным выигрышем: во-первых, старший герой оправдывает социальные ожидания. Этот отказ от явных проявлений агрессии рационализируется (СКО):

в современном обществе пагубно поддаваться инстинктам, приобретенным в другие времена, да еще в очень непохожей культуре

Во-вторых, юный герой беспрепятственно питает Другого зрелищем. В тексте уточняется, что юный герой и Дама больше не глядели в сторону Дамилолы. Их дело — производить видеоконтент, а наслаждаться должен тот, кто за кадром. Чтобы гарантировать константный пристальный взгляд, парочка напоминает ему о себе и выкладывает совместные записи.

В-третьих, Дамилола продолжает с удовольствием думать о мщении: отказавшись от активного преследования, он рассчитывает на возможность пассивного устранения соперника руками Дамы. Бывший пилот утешает себя тем, что теперь (S.N.U.F.F.):

максимальное сучество всей тяжестью обрушится на соперника, это неизбежно

verter goetheЮный герой, хоть и выглядит победителем, обречен пострадать от женской агрессии. Об этом читателям говорит уже имевший подобный опыт Дамилола. Судьба Грыма находится в руках Дамы-истерика, а потому печальный конец предрешен, как и у Волка с Лисой.

Далее в тексте описывается неопределенность участи старшего героя, потерявшего материнские репрезентации. И снова, как в ДПП, происходит символическая кастрация: Дамилола остается без работы, без женщин и без денег. Как параллелизм используются упадок и хаос в окружающей среде. Внешнее соответствует внутреннему: мир Дамилолы рушится. Такой литературный прием отвечает канонам романтизма и демонстрирует мильон терзаний немолодого Вертера. Разница положений героев ДПП и S.N.U.F.F.'а в том, что Степа перед отъездом пытался бодриться, а Дамилола — уже нет. Герой не хочет себе будущего.

Мораль и диагноз по аватару

Мораль, конечно же, отсутствует. Общий "диагноз романов" по понятным причинам не проводится и не нужен, поскольку наше рассмотрение было побочным продуктом клинической работы. Каждый читатель волен сам сопоставлять приведенные факты и цитаты в любом порядке, применять или не применять наблюдения к себе. Что касается эмоциональной критики текстов (позитивной и негативной), она будет, пока остаются читатели.

Какой совет сможет дать себе тот, кто уже подпал под власть образа? Призыв просто отвернуться и зажмуриться не подействует. Чак Паланик разъясняет, почему:

Когда ты просто лежишь в постели, изо дня в день, ты понимаешь, что вампиров убивают не деревянные колья. Их убивает эмоциональный багаж, все эти неоправдавшиеся ожидания, которые они носят с собой век за веком. Каждому хочется думать, что он умнеет с годами. Становится интереснее и мудрее. Пока ты прикладываешь усилия, ты на пути к своей Великой победе. Наверное, что-то похожее чувствуют и вампиры, в первые пару сотен лет. А потом выясняется, что у тебя нет вообще ничего, кроме все тех же неудачно сложившихся отношений, помноженных на двести...

Чтобы не признавать свои проблемы, требуется постоянно заниматься упрощением неприятных фактов и "объяснением" их в свою пользу. Передозировка правды о себе опасна для тех, кто ее избегает. Здесь выбор: после короткого периода депрессии снова погрузиться в привычные схемы защиты или найти в себе силы искренне взглянуть на себя... и пройти чуть дальше.

Now it’s been 10000 years, man has cried a billion tears,

For what, he never knew. Now man’s reign is through.

But through eternal night, the twinkling of starlight

So very far away, maybe it’s only yesterday

[Zager and Evans, In the Year 2525]

Полина Ювченко для Лаканалии