Pubellication – неологизм зарубежных коллег, образованный от фр. poubelle (мусорный ящик; свалка) и фр. publication (публикация). Это собирательная характеристика для ряда различных по наполнению, но схожих по форме и содержанию текстов. Пост для зачекиниться, уступка дискурсу университета, мусорная публикация, звонкий плевок в вечность. Писать не в стол, а сразу в мусоропровод. Наступила ли новая эра медиа, и кто мы в этом потоке?
Зачекиниться (от англ. check-in) - в шир. смысле: тенденция вести перманентный репортаж о своей жизни; в узком смысле: факт прибытия на место с кратким отчетом о перемещениях, путешествиях, сем. событиях, дел. мероприятиях и проч. В культуре Web 2.0 з. считалось приемлемым и желательным.
Pubellication, parole pleine et parole vide
Как отличить публикацию от пубеликации? За критериями – к Ж.Лакану, он предлагает следующие два между наполненной речью (фр. parole pleine) и пустой речью (фр. parole vide):
Цит. и перев. по Lacan J. Ecrits techniques de Freud (1953-54). – Paris, Le Seuil, 1975. – Стр. 137.
- речь, поскольку воплощает правду субъекта,
- речь, которая, наоборот, может запутать субъекта во всем, что мы можем назвать махинациями языковой системы, и во всех системах референций того уровня культуры, где он активно участвует относительно своих задач hic et nunc вместе с аналитиком.
Кризис перепроизводства контента
В начале массового распространения Интернет-доступа (примерно сер. 1990-х) только часть медиатела находилась в Сети. Хард и софт для рядового пользователя были синонимичны его ПК. Медиасфера Web 1.0 содержала, по большей мере, результаты работы в офф-лайне; качество медиаприсутствия зависело от оснащенности точки доступа. Ранее рабочие среды различались технически и программно (например, домашний и рабочий ПК), каждая из них могла иметь свою строгую направленность под конкретную задачу: обработку аудио, создание пиксельного арта, определенный вид игр и т.д.
В культуре Web 1.0 свое место заняла и новая архаика. Мы помним, как средневековые мастера готовили материалы – для создания шедевра требовалось выполнить работу ремесленника. Например, художники искали природные колеры и пигменты, обрабатывали их, растирали и в итоге кропотливой работы получали необходимые для палитры краски. Эта тенденция проявилась на заре всеобщей компьютеризации: пользователю тогда требовалось прежде всего собрать аппаратуру, подобрать, найти, установить необходимые программы и обеспечить доступ в информационное пространство.
С популяризацией же пиринговых и гибридных сетей (напр., торрент-трекеров) массовым стало расширение емкости жестких дисков до любого требуемого объема, наращивание производительности за счет интеграции с другими системами; резко увеличилась мобильность пользователя. Технологические скачки обеспечили повсеместные прямые трансляции. Информация, а также часть технической платформы и орудий ее создания размещается на иностранных серверах – то есть, реально удалены от конкретного пользователя.
Медиасферу стал определять контент, создаваемый в режиме непрерывного он-лайн присутствия и по мере такого присутствия. Виртуальные диски и виртуальные кабинеты стали (около сер. 2000-х) частью повседневности.
В медиапростанстве оказывается все больше отчетов о том, что действительно отнимает у субъекта большую часть сил и времени.
Так же, как в конце XIX в. мода на работу живописца на пленэре обусловила выпуск красок в тубах, так и мода на медиаприсутствие обеспечивает появление все новых гаджетов, -буков и т.д. Но не только: тиражируются и программные средства, легкость входа в коммуникацию девальвирует уровень сетевого discours courant, расхожих мнений. Диктат информационного пролетариата в медиапространстве подразумевает сужение и упрощение форм дискурса при лавинообразном наращивании объемов контента.
В то же время, школоблоггерам как таковым сопутствует тенденция YouTube Poop, сборников, нарезок и т.н. вирусных обзорщиков. Они появились в середине 2000-х как взаимодополняющие стороны одной медиапотребности – информационной булимии.
Следует заметить, что, во-первых, пропуски и паузы тождественны информационной смерти. За время, которое уходит на подбор и монтаж, вакантную нишу заполняет товар-заменитель – а нарезка безнадежно устаревает. Нельзя упускать из виду, что тот, кто тратит время на излишнее приукрашивание, теряет темп.
Копипаста (от англ. copy-past) - жаргонное название последовательности действий Ctrl+C, Ctrl+V. Простейшие каламбуры выстроены вокруг понимания "пасты" как макаронного монстра.
Во-вторых, постоянное наращивание количества роликов, снимков и т.п. без внимания к их качеству отталкивает целевую аудиторию. Неинформативные детали, банализация контента разбавляют фалличность посыла однообразием кажущейся мультивариантности.
Возможность бесконечного редактирования на практике далеко не исчерпывает теоретически бесконечный лимит исправлений конкретной единицы контента. Несмотря на многомиллионные аудитории современных СМИ и гектары серверов, полезными признаются далеко не все правки.
Пример – контроль версий страниц на wiki-движках кураторами (модераторами, администраторами).
Требование к поддержанию актуальности тяготеет не к углублению истории правок, а к смещению темы нарратива и к смене площадки высказывания.
Например, ср. с функционалом сервиса мгновенных сообщений Twitter, упадком ЖЖ и популярностью Instagram.
Запрос постоянного присутствия, формата репортажа с места событий приводят к тому, что коммуникант неотрывно вынужден вещать о том, что он есть (часто – ест) в данный момент, ретранслировать в Сеть сырой материал.
Мы узнаем здесь характерные для произведений классицизма тройное единство времени, места (global I-nvironment) и действия.
Хвастограмм - неологизм, дериват от хвастовство + пост через Instagram, сервис с приложением для обмена фото- и видеоконтентом.
Возникла следующая проблема: как субъекту выделиться на фоне однотипных страниц и репостов, обрести желаемое внимание на цивилизованных основаниях? В культуре Web 1.0 внимание привлекал хозяин "new shiny": например, обладатель более мощной видеокарты мог применить недоступный большинству фильтр при 3D-моделлинге. В эпоху Web 2.0, когда факт доступа к Всемирной сети вульгаризировался, усложнились и требования к коммуниканту. Для Web 2.0 не так важна новизна железа и номер версии софта, ведь их элитарность в большинстве сфер сходит на нет. Доступность техники, резкий скачок скоростей позволяет организовать полноценную рабочую станцию при минимуме девайсов. Одиночкам нелегко угнаться за группами и сообществами. Главная задача – обеспечить интерактивность, массовый отклик, повсеместность присутствия.
Модно, стильно, молодежно: гламкурс, дисмур и Лурочка
Мощь постмодернизма, сконцентрированная в тотальной иронии, в сарказме по отношению к любому заявленному авторитету, разошлась на "раковые паблики" и вирусную рекламу.
Можно обратить внимание на появление самоидентификаций типа видеоблоггера, профессионального ЖЖ-тысячника, обозревателя обозревателей, ветерана он-лайн игр, летсплеера, эксперта в Интернет-спорах вне иронического контекста: homo ludens играет в возможности коммерциализации игры.
Примеров подобной "журналистики" масса, их легко дифференцировать даже не по содержанию, а по стилю создания.
Алгоритм:
1. Потребить тренд (опционально: глянец, экран гаджета, глянец на экране гаджета).
2. Найти о нем статью на lurkmore.to, netlore.ru и т.д. (для продвинутых пользователей: encyclopediadramatica).
3. Скопировать текст, сократив все ненужное и отбросив слишком провокационное.
3. Непонятное погуглить и подставить из первого результата поиска "as it is" (для продвинутых пользователей: легкий синонимайзер).
4. Оставшееся непонятное оформить как риторические вопросы (для продвинутых пользователей: 2-3 самонаблюдения в лирическом ключе).
5. Вместо настоящих источников сослаться на wiki (для продвинутых пользователей: 4-5 ссылок на иноязычный umniak).
6. Пафоса слишком много не бывает.
7. ???????
8. PROFIT!
Чем ниже был порядок отправного симулякра, тем проще его реплицировать и тем быстрее "погибает" мем.
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. — М.: "Добросвет", 2000. — Три порядка симулякров.
Под гибелью подразумевается его проникновение в нижние, непродуктивные слои медиасферы – где уделом контента может быть лишь ретрансляция.
Т.н. мемчики наглядно демонстрируют, как утрата контекста искажает содержание поста.
Раковые паблики на марше
От постоянной улыбки сводит лицевые мышцы, и вот уже улыбка осталась только на масках. Константное кросс-цитирование с призывом "требовать больше" и "просто быть собой" ставит перед раздробленным медиасубъектом ряд непосильных задач. От свободы с мучительной необходимостью постоянно делать неоднозначный выбор он спасается в серьезности и строгости монохроматичных суждений.
Фрейд, З. Юмор. в Собр. соч. в 10 т. / З. Фрейд. — М.: ООО "Фирма СТД", 2006. — Т.4., С. 302-307.
Естественно и понятно, что присвоение чуждого я, эротическое пленение медиаобразом, первичный нарциссизм необходимы для последующих коллизий роста. Web 3.0 на первый план выводит экспертные решения и экспертный контент. Наличие обоснованных критериев, избирательность при интерактивности – приметы культуры Web 3.0.