logique-sexuationВ психоаналитическом подходе, еще со времен Фрейда, существует концепт, объясняющий теоретическое разделение полов. Каждый субъект по мере взросления неизбежно сталкивается со своим полом, а также с полом родителя. Речь идет о его психическом принятии как закона мышления, а не только как биологической данности. Вслед за Фрейдом, Жак Лакан говорил об этом законе как о действии фаллического означающего в результате сексуации. Конечно же, фаллос не следует путать с половым органом – фаллическая функция для бессознательного это результат логической, а не хирургической операции.

В части I статьи мы уже рассмотрели историческую обусловленность гендерных различий и уделили внимание судьбам человека как женщины, как мужчины. Телесный образ, как мы его воспринимаем в психике, не может быть полностью тождественен организму, и во многом обусловлен нуждами социума. В части II мы более тонко рассмотрим то, как устанавливается связь между телом биологическим, образом другого и образом себя.

ЧАСТЬ II. ЛОГИКА СЕКСУАЦИИ

Психоаналитический взгляд
на детскую сексуальность

В процессе работы над теорией сексуальности З. Фрейд смог описать механизм того, как сексуальность субъекта задается опытом и переживаниями детской жизни. Важность наследственности и органических факторов в личной эволюции по важности уступают личной истории субъекта. В Трех очерках о теории сексуальности (1905) Фрейд стоит на том, что его работа не зависима от биологического исследования и сексуальной биологии, но посвящена психологическому исследованию сексуальной жизни.

Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности // Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1989.

Есть форма, которую сексуальное влечение принимает в самые первые годы до пубертата. Фрейд определяет ее как "полиморфную перверсность".

Это значит, что ребенок довольно свободно и в некотором роде случайно выбирает объекты для либидинального взаимодействия на своем теле и среди окружающих объектов:

Психическая оценка, которую получает сексуальный объект как желанная цель сексуального влечения, в самых редких случаях ограничивается его гениталиями, а распространяется на все его тело и имеет тенденцию охватить все ощущения, исходящие от объекта.

Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. – К.: Здоров'я, 1990. – К теории полового влечения, с. 22.

В психоанализе не утверждается тождественность детской сексуальности автоэротизму, ведь с самого раннего возраста ребенок способен к точному выбору объектов. Например, материнской груди. При этом ребенок зачастую ведет себя таким образом, который для взрослого назывался бы перверсией. В самых ранних детских играх присутствуют элементы, которые, будь они повторены взрослым, назывались бы эксгибиционизмом, вуайеризмом, садизмом и т.д.

См., напр., соотв. описания в Крафт-Эбинг Р. Половая психопатия. — М.: Книжный Клуб Книговек, 2013.

"Детские сексуальные теории" (то, как ребенок объясняет себе появление на свет новых людей, условия обладания любимым лицом и проч.) позже, по завершению взросления, составляют бессознательные глубины сексуальных убеждений. "Полиморфность" же перверсии значит, что ребенок, в отличие от взрослого перверта, не скован конкретным строгим сценарием как условием наслаждения.

Однако случайность имеет ряд направляющих векторов.

В процессе развития ребенок последовательно проходит стадии, состоящие в закреплении влечений относительно цели ключевой в данный момент психофизической потребности.

Соответственно, либидо наделяются оральная, анальная, генитальная зоны – ребенок может, к примеру, целенаправленно и долго сосать палец, затем контролировать напряжение сфинктера.

Но есть еще более значимый фактор, который структурирует человеческую сексуальность, и относится к ребенку любого пола. Это так называемый примат фаллоса. Центральная роль, отведенная фаллосу у Фрейда, в его теории соответствует необходимости разработать новые категории для различения полов. Если в фаллической фазе, в определяющий субъекта момент:

cуществует не примат гениталий, а примат phallus'a

Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. – К.: Здоров'я, 1990. – Инфантильная генитальная организация, с. 141-143.

то это описание "органа" не на уровне анатомической реальности (ведь каждый пол имеет собственный набор гениталий), а как символа. Фаллос, концепт теории, не следует путать с пенисом/клитором как мужским/женским половым органом, а символическую кастрацию в речи – с реальным хирургическим вмешательством.

Сделаем ремарку: относительно фаллического означающего половой орган составляет частный случай! Например, на женском теле в фаллическом смысле может восприниматься сосок груди. Но в то же время не следует отрицать, что из-за его эректильных и прочих свойств пенис как символ часто фигурирует в речи именно в фаллическом значении.

april-genderПервичный инцестуозный запрет на полное слияние с матерью выводит субъекта к логике сепарации, индивидуации – то есть, взросления в попытке пережить эту нехватку и обрести самостоятельность. Речь об оси, относительно которой вопрос желания связывается с угрозой кастрации для любого ребенка: и мальчика, и девочки. На основании сложного взаимодействия

– неизбежных чередований присутствий-отсутствий (нем. fort-da) значимых лиц, голода и насыщения, характера обращения к ребенку через язык и имя, предожиданий родителей, разрешений и запретов, его собственных ранних мыслительных процессов –

в психике формируется поле, место, относительно которого субъект определяет себя. В самом простом приближении можно говорить о матрице, на которой речь относительно субъекта откладывается и закрепляется через подтверждения от другого (как правило, родителя, матери). Ж. Лакан концептуализирует эти процессы, обращаясь к метафоре "зеркального отношения" на т.н. стадии зеркала.

Lacan J. Le Stade du miroir comme formateur de la fonction du Je : telle qu'elle nous est révélée dans l'expérience psychanalytique // Revue française de psychanalyse,‎ octobre 1949, - p. 449-455.

Имея сформированный образ, субъект может войти в культуру, усложнять взаимодействия с другими. Именно в этом контексте Фрейд сравнивал понимание сексуальности психоанализом с Эросом Платона.

Вслед за Фрейдом Лакан стремился отделить определение сексуальности от чрезмерной биологизации. С данной целью Лакан использовал термин "сексуация", говоря о способе, которым в бессознательном распознается и выделяется пол.

Субъект как мужчина
или как женщина

Настоящий мужчина и настоящая женщина никогда не будут вместе:
он два раза не предлагает, она с первого раза не соглашается.
Фольклор

Лакан посвятил значительную часть своих трудов работе с вопросом сексуации. Итак, согласно взглядам Лакана, человеческая сексуальность по определению первично обусловлена речью. Конкретнее, она организована фаллическим означающим, которое мы можем назвать ключевым – по той причине, что это означающее представляет воздействие иных означающих на субъект. Речь о базовом инцестуозном запрете, который ориентирует желание.

Запрет управляет человеческим желанием и удерживает его в четких границах. Следовательно, фаллическую функцию Лакан мог называть функцией кастрации из-за рамок, которые она накладывает в культуре. Логика желания субъекта – это логика означающего в речи.

Выше мы говорили о мужчине и женщине в историческом смысле, о традиционно неравномерном распределении ресурсов и ролей в зависимости от пола. Постепенно, по мере развития экономики, анатомия утрачивает определяющее значение. Уже Фрейд делал шаги в сторону от биологии. Как же сегодня, спустя сотню лет, обстоит дело при сексуации психологически? Исчезнут ли женщины и мужчины, если включить любые операции по смене пола в обязательную медстраховку? Произойдет ли со временем гендерная унификация человеческих существ?

На первый взгляд, концепт фаллоса ничего не привносит к способности различать пол, поскольку первый инцестуозный запрет касается не "женщин [вообще]", но "конкретного родительского лица", то есть "моей матери". Нет разницы, что за существо рядом, и какого оно пола, ведь изначально главное, что кодируется – забота, присутствие, пища.

И, тем не менее, два пола различаются в бессознательном, даже если их гомогенизирует единое означающее желания и закона. Как это возможно?

Бытие материнским фаллосом – это положение, в котором ребенок заполняет все нехватки матери, и пара мать-дитя фантазмически являет идеальное слияние. Однако если чадо хочет воспользоваться преимуществами цивилизации, нужно подвергнуться действию речевого закона и войти в культуру как самостоятельный человек. Чаду нужно уметь хотя бы временно отрекаться от положения при матери. Кастрация подразумевает пустоту, нехватку, где ребенок остается наедине со своей тревогой, и где логически возникает и лишенная [самого главного] мать.

Как же фаллическое означающее задает разделение полов?

Во-первых, различие, вводимое фаллическим означающим, обуславливает базовую асимметрию. Это маркер, или же код, наличия-присутствия либо нехватки. Бинарное разделение на "мужское" и "женское", возможно, традиционно столь устойчиво благодаря тому, что дублируется дуализмом раннего присутствия/отсутствия фаллоса:

- на уровне реального это телесность. Наиболее часто материнская опека кодируется в  ощущении близости женского тела: с его более нежным голосом, грудью, чувствительностью, тонкой гладкой кожей, запахом;
- в воображаемом элементы образа матери перепрочитываются позже в фантазмах и мечтах, в сновидениях и галлюцинациях в образах женщин/не женщин;
- символически в речи "мать" – это женщина, "женские" объекты, существо женского пола в грамматике и структуре мифа.

JuneВо-вторых, и девочка, и мальчик при взрослении равно должны смириться с отказом от полного слияния с матерью. Часть из объектов влечения вытесняется, часть трансформируется в приемлемые в культуре формы, некоторые могут присваиваться себе в идентификации.

Сексуация является кульминацией идентификации, поскольку каждый говорящий субъект, вне зависимости от генетического детерминизма пола, принимает в этом процессе идентичность как мужчина или женщина.

Сейчас говорят о множественности гендерных вариаций. Все же, на данный момент, они, как кажется, сводимы к комбинациям элементов стандартной бинарной оппозиции с различными знаками и кванторами. Если вы обладаете иными аргументами - буду признательна за уточнения в комментариях.

В чем же разница между субъектом, который полагает себя мальчиком, и субъектом-девочкой? Оба они для своего роста отказываются от бытия при матери. Им приходится отойти от значимых аспектов материнского образа.

Субъект как мальчик наследует роль отца и в идентификации с отцом становиться обладателем фаллоса. Казалось бы, девочка в сексуации по определению должна быть "менее значима" относительно фаллоса, ведь она отрекается и от бытия материнским фаллосом, а позже – от обладания фаллосом в отношении к партнеру. Традиционно девушка имеет принимающую, ведомую роль. Однако...

Значимые нюансы
обращения роли

Первый – тем самым девочке предоставлялся более простой доступ к самоидентификации с матерью как с объектом желания. В зависимости от среды, культуры признаки и различия для усложнения дифференциации "моей матери" могут быть выделены по-разному, с разными акцентами. Если какие-то признаки "моей матери" понимаются в речи как специфически "женские", то эти ее особенности создадут основу для женского образа. Т.е., в отличие от брата, дочь может невозбранно интегрировать в свой образ больше по определению желанных материнских аспектов, даже если они женские. Например, наиболее часто выделяются как женские признаки обладание ребенком, грудью, платьями – и сыну в этом часто отказано.

Но и здесь не все однозначно. Например, "моя мать" может кодироваться субъектом как спокойным нежным голосом – так и склонностью к ворчанию или крику, командованию. Многое в отношение привносят защитные механизмы, особенности личной истории субъекта, когда возможными становятся перепрочтения некоторых воспоминаний. Об этом наиболее явно свидетельствует клиника, в особенности клиника так называемой истерии.

Второй – как женщина, субъект может получать фаллос "другого" – то есть, другого субъекта, который заявит обладание фаллосом. Здесь роли обращаются, так как женщина имеет власть оценить и не принять чьи-то символы (органы, ресурсы и т.д.) как фаллос. Парадоксальным образом, в этот миг всю символическую власть обретает она.

Женщина может подтвердить мужскую претензию на обладание фаллосом либо отказать в признании, т.е. побыть фаллосом самой и произвести ухаживателю воображаемую кастрацию. Зачастую фоном для серии символических обменов становится реальная ситуация, например, традиционное романтическое ухаживание и половой акт. В ряде моментов субъект в женской позиции в дискурсе сливается для партнера с архаичным требовательным Сверх-Я и угрожает его самостоятельности, индивидуальности. В ожидании любви субъект "феминизируется" – позволяет себе какое-то время быть ждущим, смятенным, просящим. И если субъект запрещает себе феминность, то запрещает себе и любовь.

Позиционировать себя касаемо властного аспекта женственности, коренящегося в материнском Сверх-Я, можно по-разному.

Нас интересуют, в первую очередь, клинические аспекты:

  • hans-thomaНа психотическом уровне любой отказ, не ограничиваемый Именем-Отца, универсализируется. Интеракция проживается как реальная атака на телесную целостность и "симметричный" ответ состоит в бесконтрольной агрессии.
  • Тогда же, как свидетельствует практика, на невротическом уровне могут обостриться фобии.

В этом же смысле можно понимать то, что устойчивый фразеологизм описывает как "любовную горячку". Поэтому тревожные субъекты, знающие за собой устремления к компульсивности и регрессии, т.е. неуверенные в своих фалличных ролях, склонны избегать и/или заранее уничижать "женщин вообще" как агентов кастрации.

Отказ вкладывать либидо в отношения с субъектом в женской позиции, отказ от ряда форм внешних контактов (и в т.ч. от себя как женщины, от своих женских идентификаций) несколько обедняет психическую жизнь, но дает иллюзию защищенности от пляски Кали.

Третье. Есть еще один момент на уровне логики соотнесения означающих. Чтобы инкорпорировать буквально или символически чью-то фалличность (на уровне получения мастерства, знания, ресурса) субъекту не нужно отказываться от женской роли – просьбы фаллоса. Тогда как для субъекта в мужской позиции просьба о фаллосе структурно более сложна.

Чтобы просить о фаллосе, мальчику зачастую нужен отказ от идентификации с Отцом, и временный возврат к идентификации с женственными аспектами, что может расцениваться субъектом как деструкция, погружение в хаос до закона и т.д.

Безусловно, тут многое зависит от культуры, персональной истории, однако невротик всегда трактует подобную ситуацию как регресс и унижение. Дальнейшее развитие ситуации приводит к символическому сражению и символической, а иногда и реальной смерти одного из борющихся субъектов, что раскрыто Фрейдом как миф культуры в Тотеме и табу (миф об Отце первичной орды).

Варианты выбора
относительно кастрации

Структурно они могут быть представлены следующим образом:

- в отказе от слияния с матерью субъект может иметь свой фаллос. Однако тем самым у матери допускается возможность нехватки – а значит, субъект на уровне формальной логики соглашается с возможностью кастрации. Субъект будет противостоять возможности кастрации (нем. Verneinung), однако ему придется жить, постоянно удостоверяясь в том, что его фаллос "все еще на месте". Поэтому важно постоянно поддерживать себя "в форме" символическими знаками. Отношение к любому другому субъекту будет тогда "откладываться" на фаллической шкале от отношения к матери как к женщине. Более того, типичная невротическая спутанность возникает тогда, когда субъект жестко связывает (не)фалличность с (не)женственностью (в разных сочетаниях), тем самым значительно обедняя для себя картину мира;

- субъект может попытаться уйти от ответа на вопрос о кастрации, отбросить его (нем. Verwerfung), как если бы проблемы нехватки не существовало. В таком случае означающее форклюзируется;

См. в ст. Ювченко П. Психоз и психоанализ // Лаканалия, №20, 2016. – ст. 14-44, разд. Форклюзия и Verwerfung.

- и, наконец, субъект может идентифицироваться с матерью-без-нехватки, что является формулой перверсии. Это и означает нем. термин Verleugnung, то есть отказ признать значимую часть реальности. Фактически это постоянное оспаривание в отыгрывании специфического сценария, где мать предстает с фаллическим атрибутом.

Во всех этих случаях обращение к психоаналитику может облегчить те страдания, которые субъект направляет на себя в форме угрызений и самоупреков, отсутствия желания жить.

Удивительно, но математика любви существует, хоть сексуальное желание весьма капризно и хрупко. Об этом в продолжении статьи: формулы женской, мужской сексуации у французского психоаналитика Жака Лакана >

 

Полина Ювченко для журнала Лаканалия (СПб)