shaman-psihosi-nevrosiЧто такое психическая норма и что болезнь? В ходе долгой и подчас непростой процедуры психоанализа в нее равно входят и аналитик, и анализант. Практик подтвердит, что в анализе конечном и бесконечном неизбежны хаотизации, мгновенные подвисания в ничто с изменением смысла. Повествование о случае, когда симптомом оказывается отсутствие симптомов.

За готовность поделиться частью своей истории, а также за небольшие дополнения и поправки, которые субъект повествования счел необходимым внести в черновик рукописи, мои благодарности И.Н.
Заметки о ходе лечения были, в общем, закончены в срок. Но для их представления в виде статьи потребовалось разрешить методологическое затруднение, без прояснения которого публикация не представлялась мне возможной. Это потребовало от главного редактора терпения в отношении предоставления данного текста, за что выражаю признательность ей и ред. коллективу.

Вводная

Джорджия О'Кифф, Улица, Нью-Йорк l (1926).И.Н. (конечно же, инициалы изменены) вначале сам себя аттестовал как владельца "мелкого бизнеса" и затем, с некоторой иронией, которая отмечала необходимое для обращения к аналитику дистанцирование от симптома, "асфальтовым шаманом".

В теплое время года И.Н. ездил по местам силы, причем особое значение имели ночлеги на открытом воздухе, вдали от цивилизации – для подзарядки. Формальная жалоба на отсутствие серьезных отношений после развода и

Я боюсь… нет, я опасаюсь, скажем так, совсем отвыкнуть от людей. Они мне не нужны. Я дичаю. Мой мозг становится первобытным.
Это доставляет Вам страдания?
Нет, наоборот. Но я понимаю, что это ненормально.

По образованию И.Н. – технарь. Хобби – зеленый туризм, альпинизм. Женился сразу после института, через пару лет разошлись, детей пока нет, с момента развода пара-тройка попутчиц, остальные – так. С каждой следующей встреченной женщиной он способен был провести все меньшее время из страха перед обязательствами – вплоть до того, что при последних романтических знакомствах сам избегал близости:

Они вытягивают силу. Особенно от… ну, вы поняли, да? Половые контакты. Люди, и я раньше, не знают, насколько (пауза). Насколько. Это опустошает. Как вам объяснить? Понимаете, мне сейчас ничего не надо, особенно я давать не хочу. Вот, например, у вас свечение сильное, вас за мой счет «латать» не надо. А бывает наоборот, аура – в лохмотья. У меня просто как привычка наработанная – почему бы не поболтать, например, в поезде, не познакомиться, я и на гитаре неплохо играю, и вообще. Если девушка хороший товарищ, и вообще вежливо все. Но изначально несерьезно, особенно если она начинает вот эти штучки, хи-хи, улыбочки, туда-сюда – хоть под землю провались. Я вижу, что раз я один все понимаю, то ответственность уйти – на мне, как на… на старшем. Но я не знаю, сколько раз мне еще придется уходить. А все эти ожидания тоже налипают, накапливаются.

Что вы чувствуете в момент ухода?

Колоссальное облегчение… (пауза). И потом эта сосущая пустота, если ее себе позволить, наполняется чем-то таким чистым, призывным… (нараспев): и там это уже все есть, за синие горы, на рассвете, пепел белый … (долгая пауза). И потом обратно все комкается в тугой комок, я понимаю, что могу идти обратно, что мой путь теперь по асфальту. На какое-то время.

Тугой комок?

Сворачивается до точки. Я знаю. Что она в нужный ей момент откроется. Иногда страшно, а если однажды не откроется, тогда какой смысл был… в этом всем?

И давно не открывалась?georgia-okeeffe-flagpole-little-house-moonring

Да, давно! Мне теперь страшно. А вы… я надеюсь, я вас не испугаю, ну это видение было. Вы только не подумайте, что я свихнулся. Это не совсем… не галлюцинация, я умею галлюцинации отличать. Все под контролем, то есть просто был такой образ – светлая… (неразборчиво, не глядя).

Что-что?
… (после паузы, скороговоркой) светлая хозяйка здешних лесов. (пауза) Очень долгий перерыв. Ни-че-го не было. И тут это – как задание. Я поискал, информацию, ну контакты всякие, в вас кое-что подходит. Вы в себе это чувствуете… или я не совсем… не по адресу?

На момент нашего знакомства прошло уже чуть больше десяти лет с тех пор, как в связи с организацией дела и поиском контактов И.Н. совершил поездку в Россию. Тогда же по приглашению партнера съездили в "фольклорную" деревню, чтобы развеяться - сходить в настоящую баню и побывать на колоритном местном празднике. Там, в числе прочего, можно было попасть и к шаману. И.Н. не имел какого-то четкого вопроса, скорее, поддался энтузиазму товарища.

Он сидел спиной, потом когда повернулся, у него такие глаза старые-старые. И я слышу - мне как уши заложило. Ну, знаете, турбулентность в самолете. И он говорит: мол, ты не спрашивать пришел, ты с ответом.

И.Н. ощутил, что знает ответ: это ощущение он позже описывал мне как чувство, что все сошлось:

Все связалось в единую нить. Это было так просто, все оказалось просто! Почему часто не складывались отношения с товарищами, или бывает тоска странная, - все соединилось так тонко – так звеняще.

Его товарищ, полагая, что И.Н. уже закончил общение с шаманом, сам обратился к нему с каким-то вопросом касательно бизнеса. И.Н. с шаманом больше уже не говорил. Позже И.Н. иногда вспоминал об этом эпизоде, когда не мог уснуть или сосредоточиться, но какого-то особого значения ему сознательно не придавал.

Долго ли, коротко, однажды И.Н. увидел сновидение, которое заставило его вновь целенаправленно вернуться в памяти к встрече в деревне, а затем очень часто его воспроизводить – истирать в дневных грезах.

Джорджия О'Кифф, Черное и зеленое место (1949).Сновидение было бессвязным, единственное, что И.Н. запомнил четко – он должен что-то забрать у шамана в качестве награды за понятый ответ.

Именно тогда он получил деловое письмо, с которым было связано важное впечатление; ему запомнилось, что первые строки еще нераскрытого письма он услышал читаемыми со стороны, еще до того, как увидел сам текст. Этот момент можно описать как point de déclenchement.

Об отправных факторах и возникновении или повторном появлении ряда феноменов при т.н. маниакально-депрессивных психозах подробнее см. в статье "Белые факторы" и делирий в психозаx (Лаканалия № 14, 2013) – перев. фрагмента книги д-ра Ross G.A. Manie, mélancolie et facteurs blancs, Paris: Beauchesne, 2009.

Мысли о шамане были все настойчивее; говоря о том периоде, И.Н. описывал мне состояния постоянного deja vu и некие "отзвуки", чьи описания были аналогичны классическим описаниям слуховых галлюцинаций.

______________

Здесь я прошу уважаемого читателя позволить мне отвлечь его внимание отступлением. 

Благодарю Л. из киевского Музея сновидений за то, что она в краткой беседе после очередного лекиара нашла возможность сообщить мне о своих впечатлениях от статьи (Kлиника стревожаса – фрагменты F. в Лаканалии №8, 2012), чем помогла заметить необходимость в такого рода уточнении.

Психоанализ – долгая и непростая процедура, в которую погружаются и анализант, и аналитик. Ж. Лакан утверждал, что бессознательное воспринимает время не хронологически, а логически.

Лакан Ж. Логическое время и утверждение предвосхищаемой уверенности (Le temps logique et l'assertion de certitude anticipée), в Ecrits, р.197.

Если использовать аналогию с хранением информации в компьютере, время для бессознательного обнаруживается не столько последовательным рассказом типа истории посещения страниц в браузере, сколько наслаиванием фрагментов информации, которые раскладываются (в зависимости от содержания контента) по папкам разной тематики. В такой файловой структуре не столь важно, в какой момент был создан тот или иной файл, приоритетна их логическая принадлежность той или иной папке.

Конечно, деление по тематике условно, и представлено так для удобства пользователя, поскольку вся информация хранится на сервере или жестком диске, у которого внутри никаких осязаемых отдельных "бумажек" или "картонок" нет. Но информация об информации позволяет нам говорить об эмерджентности, здесь – о несводимости свойств операционной системы к сумме накопленных и хранимых данных.

Поскольку в ходе психоаналитической процедуры эти доки, видеонарезки и т.д. при интерпретациях, инсайтах, в переосмыслении своей истории анализантом меняют субъективное значение, часть файлов может перемещаться туда-сюда, менять название и т.д. Часть папок скрыта, часть – запаролена. Возможность такой хаотизации, мгновенных подвисаний в ничто с изменением смысла создают условия для работы со структурой. moebius-iznankaТак и "место" перехода сознания в бессознательное Лакан иллюстрировал лентой Мебиуса.

Но эта же неопределенность, потенциал научения через опыт переживания, создает трудность при описании анализа как последовательного, упорядоченного процесса:

если описывать события последовательно, придется излагать факты реальности, подгоняя их под условность хронологии, и пренебрегая частью фактов психической реальности, что повлечет утрату большей части их смысла в анализе;
если следовать тому, что аналитик может быть склонным принять за ассоциативные цепочки, если двигаться в описании по "ключевым" символам, для +1 (для третьего, который следует за ходом анализа, не будучи в нем напрямую ни аналитиком, ни анализантом – например, для вас, уважаемый читатель) будет крайне затруднительно уловить синергию, взаимообусловленность разрозненных в описании означающих.

Внешнее проявление симптома, факт реальный, в зависимости от изменения глубинной потребности, будет достраиваться в речи до факта психической реальности, нужного в данный момент в структуре.
Итак, факт реальный ≠ факт психической реальности. И в то же время, для субъекта факт реальный = факт психической реальности. Если копнуть еще глубже, само понятие факта в описании психоаналитического акта малоинформативно. Действие по выделению некоего "строгого медицинского факта" (например, для диагностирования шизофрении) из непрекращающегося событийного потока или речевого потока больше говорит о выделившем его, о разрыве, который неминуемо ведет к отчуждению. Эsens-autre-lacanто нередуцируемое ограничение присутствует в любой Historia morbi.

Описания связок, метафор, которые являются результатом психоаналитической работы, не тождественны самому психоаналитическому акту. Лакан формализует несостоятельность идентификаций через схему:

Lacan J. Séminaire. Livre XI : Les quatre concepts fondamentaux de la psychanalyse. Paris : Seuil, 1973.

Бытие субъекта несводимо к удачно подобранному термину или к Имени Другого, оно останется вне-смысла.

______________

И.Н. мучился: стоит ли ехать так далеко из-за простой блажи? Какое-то время он строил план того, как будто бы невзначай поговорить об этом с деловым партнером из России, улучив подходящий момент. Но встреча все никак не подворачивалась.

okiff-summer-daysКроме того, И.Н. колебался, можно ли рассказывать о голосах и о награде: ведь тот, узнав тайну, мог поддаться соблазну получить награду для себя. Все же, после окончания очередного краткого романа 

Понимаете, бывает что вроде бы не хватает кого-то рядом, а потом оказывается слишком много, эти вопросы, другая паста зубная; или если делаешь кофе, например, то во-первых я не люблю растворимый, а во-вторых, (почти срываясь на крик) можешь же ведь хотя бы стол вытереть!! ...Извините.

 И.Н. решился, и обратился к своему партнеру с просьбой съездить в упомянутое селение с тем, чтобы повидаться с шаманом и спросить, нет ли у того дельца к И.Н.

Тот начал с того, что нашел контакты организаторов давнишней экскурсии.

Агентство уже не существовало в прежнем виде, но удалось выяснить, что "шаман" уже около года как на том свете (злоупотреблял спиртным), к тому же, при жизни был актером с характерной внешностью; когда кинокарьера не задалась и покатился по наклонной, перешел на "шамана".

______________

В поспешности использовать момент высказывания, которая, как может казаться  стороннему наблюдателю, сменяет апатию и рассеянность внезапно, субъект стремится наверстать время, упущенное в предположениях, в медлительном поиске, в нащупывании (фр. tâtonnement) ориентира. Но вот искомая пристежка (фр. point de caption), соединяющая означающее и означаемое, найдена! Субъект избавляется от любого зеркального транзитивизма в момент, когда формирует утверждение о себе, и с этого мгновения он вступает с другими в конкуренцию за внимание Другого в логическом действии.

Лакан Ж. Логическое время и утверждение предвосхищаемой уверенности (Le temps logique et l'assertion de certitude anticipée), в Ecrits, р.197.

Можно возразить вопросом: в каком регистре тогда пребывает агент этого действия, если фрустрация из-за догадки об "опоздании" реальна и темпоральна?

Мои благодарности M.C. за внимательное ознакомление с бета-версией текста.

Но здесь нет противоречия, поскольку

 психоз, согласно Лакану, может начаться в момент встречи "реального отца" – реальный человек признается субъектом означающего отцом через присвоение зачатия (например, здесь – как привязка к инициации). Этот отец приходит на место, где субъект ранее имел дело с лакуной, и не мог ни к кому обратиться – его появление знаменует дыру, пробой в символическом. Такое открытое зияние является результатом утраты (фр. forclusion), и субъект более не имеет доступа к кастрации.

Повторная утрата реального человека – этого "нового издания" отца, вынуждает субъекта снова опереться на символ. Страдания его очевидны, но не препятствуют относительной социализации. Несмотря на признаки погружения в траур, в такие моменты он выглядит для неискушенного наблюдателя "нормальнее": как шутят медики, пусть не полностью здоровым, но хотя бы недообследованным.

______________

skull-and-roseИзвестие о смерти шамана взбудоражило И.Н. Когда никаких сомнений в этом факте уже не осталось, ретроспективно анализируя свои отзвуки, И.Н. пришел к выводу, что их появление по времени совпадает со смертью шамана.

А про алкоголика, актера, это все маскарад, маска, чтобы тех запутать, нарочно.

Такой синхронизм, по убеждению И.Н., должен был блестяще подтвердить его предположение о получении награды. Но И.Н. помнил, что в дни первого появления отзвуков им было получено определенное рабочее сообщение. Чтобы быть до конца честным с собой и не делать преждевременных далеко идущих выводов, он решил проверить дату делового письма. Увы! Письмо было им получено месяцем позже, что опровергало стройную теорию, такую желанную.

Какое-то время И.Н. находился в подавленном состоянии. В один из вечеров он апатично серфил Инет, пока в соцсети не наткнулся на аккаунт однокурсника. По совпадению, тот жил на той же улице, где находился офис И.Н. В тот же вечер они встретились, выпили, и И.Н. рассказал эту историю, вплоть до временной несостыковки, которая расстроила его логику получения награды. Друг, поклонник популярной эзотерики, пришел в восторг от истории и обнадежил И.Н. По версии друга, эта несостыковка не опровергала, а подтверждала притязания И.В.: поскольку душа претерпевает подобие мытарств, завершая земные дела, то шаману могло потребоваться какое-то время, чтобы добраться до И.Н. и отыскать его в большом незнакомом городе. Все это он обосновал ссылками на Бардо Тхёдол и ряд менее существенных для И.Н. источников. Время совпадало.

Главное, он мне дал наводку. Он тогда ушел, а я сам в Интернете еще много читал, спрашивал тут кое-кого, консультировался.

Итогом стало возвращение отзвуков.

И.Н. проникся настолько, что он полетел на место сразу, как смог приобрести билеты.

LawrenceTreeВ селении ему объяснили, как найти могилу. Он легко дошел до нее и еще до захода солнца устроился на ночлег, как заранее решил еще в Киеве. В сумерках И.Н. заметил, как невдалеке пролетела крупная хищная птица, по всей видимости, сова; И.Н. истолковал этот знак как благоволение шамана.

Он проснулся на рассвете, с мощнейшим впечатлением от сновидения: некто подошел к нему, протягивая перо.

Когда И.Н. попрощался с местом, проведя специальный ритуал, и двинулся обратно, прямо под ногами он увидел перо, как из сна. Впоследствии И.Н. его бережно хранил.

Момент знакомства

Здрасте. (без паузы) Хе, а я вас узнал, за кого вы! (смеется).
Добрый день. И.Н.?
Ага, я, спасибо, что нашли время... вот. Очень приятно.
Взаимно. Располагайтесь, пожалуйста.
Сюда сесть, да? (Садится, но боком ко мне, так, что лицо оказывается видным мне в правый профиль). Можно начинать, да?
Да.
Вот, самое главное (пауза, с торжественной интонацией): я не буду говорить.
Не будете говорить?
Я вообще сейчас не могу говорить. Даже не уговаривайте.
А кому это нужно – говорить?

И.Н. искоса бросил на меня быстрый взгляд. Спустя время выудил из кармана пиджака салфетку из заведения общепита, развернул ее, и небрежно набросал на коленке схему.

shema1Затем он свернул салфетку и передал ее мне эффектным жестом. Прежде, чем я успела рассмотреть начерченное, И.Н. сказал:

Я знаю, о чем вы сейчас подумали. Но это не так.
И вы все равно хотите дать этому миру шанс?

И.Н. засмеялся, чуть поерзал и сместился так, что оказался ко мне лицом, не поворачивая шеи. Отсмеявшись, он достал другую салфетку, и артистично промокнул глаза. Потом вздохнул:

Ну, если вы не против.

______________

Вообще, моделей для работы с материалом можно создать столько, сколько есть материала. Важное для психоаналитика условие – культура целеполагания, то есть понимание того, чему служит такая условная модель между эмпирическими впечатлениями и общими постулатами теории.

rakoviniПри оперировании моделью чрезмерная конкретность ведет к появлению аналогов бета-элементов как элементов мышления ("странных объектов"), а чрезмерное теоретизирование – к полному абстрагированию.

Бион У.Р. Научение через опыт переживания. М.: Когито-центр, 2008. – Гл. 24-25.

При выборе между конкретизацией и генерализацией элементов мы оказываемся в системе:

 Практика  < модель < теория
 Практика  > модель > теория

Так можно подойти к виденью сложности и амбивалентности, и относительного разнообразия (в противовес делению на "чистые" и "неправильные" подходы): достижение эмерджентности (например, при выстраивании последовательной и подробной схемы психоаналитического лечения) неизбежно влечет и трансформацию частей во имя достижения стройности системы, "понятности"

Напр., см. Морен Э. Метод. Природа природы. М., Прогресс-Традиция, 2005. – С. 144-147.

и гладкости стиля изложения.

Для нужд познания

Идеальный объект, идеальное состояние – "плескаться в лунном свете".
Плата: присутствие плохого объекта.
Возвращающееся сновидение: темный лес, освещенное луной, присутствие фигуры. В ходе анализа уточнение о том, что фигура является усредненным образом злонамеренного предка. Образ обнаружил условные черты (т.к. рассказчик ни разу его видел) покойного прадеда-священника ("он бы сказал, что бесовщина это все").
Схема 2. Углубление отправной схемы.
Меланхолические состояния: отсутствие отзвуков синонимично подавленности, вялости, отсутствию творческой и сексуальной спонтанности  ("но без бесовщины я  не я").
Искренний запрос: найти в себе силы и резервы, чтобы стать Большим шаманом, которому не нужно было бы договариваться со скептическим и негативно настроенным предком. По сути, разбирая запрос, нам удалось установить, что анализант пришел с просьбой делегировать ему бубен Нижнего мира ("чтобы сила из земли не мешала смотреть вверх").

Следует уточнить, что за несколько месяцев до нашего с И.Н. знакомства перо было утеряно.

И.Н. четко не зафиксировал момент, когда это случилось – оно хранилось в надежном месте, вдали от глаз. В какой-то момент И.Н. отдал себе отчет, что вот уже пару недель ощущает себя нервным, несчастным, подавленным. Он решил проверить перо – но то словно само собой испарилось; остальные талисманы в тайнике лежали на месте.

Джорджия О'Кифф, Турецкие перья и индейский горшок (1941).Приблизительно в то же время И.Н. в очередной раз потерял отзвуки. Апатия усиливалась. Тревога от того, что знаки к нему не вернутся, что они его оставили, стала достаточным основанием для формулирования отправного терапевтического запроса:

Пожалуйста, если это можно как-то устроить… чтобы я опять их слышал. Вот эти чувства были постоянно  особенно если сижу один на кухне. В смысле, у меня из окна немного видно кладбище, издалека не очень, но все равно видно. Я их слышу. То есть слышал. А сейчас перестал. Наверное, это плата за то, что я слишком боялся: самое страшное в этих путешествиях – вдруг увидеть как бы себя. Но эта пустота – это ужасно, пусть лучше снова…

Вместо эпилога

За доступ к Бессознательному анализант готов был расплачиваться ужасом в психотических состояниях, и такая плата не казалась ему чрезмерной. Он полагал своим симптомом отсутствие галлюцинаций. Цепь утрат "резидентов отца" была конституативно необходима для исполнения танго принятия и отрицания смерти со сменяющими друг друга партнершами.

 Полина Ювченко для Лаканалии