pikabosh pokeБум лета 2016 года, покемоны у всех на устах. Pokémon Go – приложение на смартфоне, которое за несколько недель успело покорить мир, взбудоражить умы, найти толпы горячих поклонников и скептиков. Масштаб явления – более чем 75 миллионов загрузок по всей планете за первые несколько дней. Ежедневно игроками тратится от 10 млн. долларов. Pokémon Go с разбега взял вершины хит-парадов самых популярных приложений. Это кавай или ужас? Может ли быть от покемонов вред или польза? Мы поговорим о критиках и энтузиастах, озвучим все опасения  от абсурдных до вполне реальных. Психоанализ карманных монстров, сходят ли от покемонов с ума? Наконец-то мы можем подвести ранние итоги, вперед, go!

Покемания – Pokémon Go

Покемон – это сокращение от английских слов poket и monster, то есть карманный монстр. Вы можете стать их тренером, заводчиком – иными словами, найти себе место, реальных товарищей и занятия во Вселенной Покемонов.

На экране смартфона вы получаете что-то вроде фермы с вашими подопечными, которая функционирует в режиме реального времени. Можно рассматривать милые аватарки монстриков, сравнивать их по параметрам силы, выносливости, особых талантов. Можно даже выводить их из яиц в инкубаторе, как динозавров. А главное – добывать новые экземпляры путем отлова… прямо на улице!

Граница между двумя сценами (где находятся я-экранное и я-реальное) размывается. Грань имеет тенденцию к исчезновению. Прежде виртуальность ограничивались экраном в помещении, в настоящее время она стремится заполнить лакуны в реальном мире.

Пространство скопического отныне и впредь будет кишеть существами всех мастей. Не возврат ли это к эстетике средневековых схоластов, и сколько покемонов уместится на кончике иглы? Мир заполонили существа с полотен Босха. Он испещрен арабесками из карманных монстров, в которых мнительные пользователи усматривают каббалистические узоры. Природа не терпит пустоты, но потерпит ли она орнамент из покемонов поверх нашей действительности?

pikabosh

Игровой процесс

Несколько секунд скачивается приложение. Игровая механика очень проста: не нужно быть опытным игроком, интерфейс интуитивно осваивается за пару минут. На всякий случай есть много гайдов. Легко вовлечься, если хотя бы один ваш товарищ уже играет. А играют люди целыми толпами.

На экране отображается карта, которая определяет местонахождение забавных существ. Ловец движется по схеме города, пытаясь угадать (например, по вихрям листьев), за каким углом его поджидает новый питомец; он посещает локации, реально перемещаясь по улицам.

Смартфон в руке работает как волшебное зеркало: включив камеру и глядя на экран, вы видите дополненную реальность. В случае с Pokémon Go поверх контуров обычных вещей техника накладывает движущееся изображение покемона. Et voilà! в волшебном зеркале-сматфоне вы наблюдаете неведомую зверушку.

Мало обнаружить местоположение существа – его еще нужно заполучить. Для этого используются виртуальные же подкормки, приманки и мячики-ловушки: покеболы. Если сделать все быстро и достаточно ловко, ваша коллекция пополнится новым покемоном. Слоган серии – "собери их всех!".

Виртуальность вторгается в реальность! Я его вижу. А ты? Геймерам предлагается принципиально новый тип игрового опыта.

Новизна, феномен популярности

Спецификой компьютерных и видеоигр до эры дополненной реальности было то, что люди играли в них, физически находясь в одиночестве. Часть людей стыдилась того, что, к примеру, несколько раз прошла "Скайрим", что купила дорогой компьютер ради игры в "Ведьмака" и т.д. Для внешнего имиджа можно было говорить: "Я не играю в игры, у меня есть дела намного важнее".

Признание в игровом стаже считалось сродни признанию в отталкивающей перверсии и понижало социальный статус в глазах многих собеседников. Этому способствовал и карикатурно-упрощенный образ любого человека с игровым хобби как ущербного, неудачника несмотря на то, что игра может быть сложным произведением искусства.  Занимать досуг мудреной стратегией или захватывающим шутером мог и начальник отдела, и научный работник. 008WartortleНо долгое время факт игры не было резона демонстрировать перед широким кругом, вне сообщества. 

Имидж "серьезного взрослого" подразумевает отказ от "непродуктивных" занятий. Командно-административный способ управления состоит, в т.ч., в манипуляции по повода стыда относительно несоответствия некоему утвержденному идеалу. Перед внешними репрезентациями архаичного репрессивного Сверх-я некондиционные увлечения желательно скрывать. 

При сопоставлении ряда факторов возникало ощущение, словно от некоего социального лицемерия: гигантские объемы продаж дорогого "железа", миллионные тиражи игр с рейтингами 16+, 18+, 21+, но лишь сотни реально заявляющих о себе геймеров. Линейка, WoW явили миру огромные сообщества, но в повседневной сфере эти люди были все так же разобщены: реальное тело оставалось на обочине увлечения.

Теперь, когда игры начинают широко задействовать реальное тело и реальные маршруты, кооперация игроков резко растет. Пространство игровой комнаты расширилось до планетарного масштаба, скрывать пристрастие становится сложно и бессмысленно.

Фактически, произошел глобальный геймерский каминг-аут, сопоставимый с сексуальной революцией 60-х. Оказалось, что представители различных социальных, профессиональных, демографических прослоек... увлекаются игрой.

Подкрепим рассуждения цифрами. Учитывая, что ежедневное среднее использование Pokémon Go уже составляет более получаса на одного пользователя, можно говорить о начале упадка соц. сетей. Ведь ежедневное пребывание в Facebook длится около 20, Snapchat – 18, и Twitter 17 минут в день (по данным Sensor Tower). А на сервисе Google Trends в поиске "Pokémon Go" обошел запрос "порно".

Статистика говорит, что люди человечнее, чем пытаются убедить нас те или иные идеологи. Это не удел маргиналов, а "все делают это". Не стыдно получать удовольствие от игры. По всему миру субъектов объединило достаточно примитивное по геймплею занятие. Статистика разрушает стереотипы об увлечениях современных "успешных и нормальных" людей. Сейчас они видят друг друга в лицо, узнают таких же игроков на оживленных перекрестках. "Голосуя" ногами, игроки публично заявляют о своем способе наслаждаться. Поэтому отношение к Pokémon Go это много больше, чем симпатии к покемонам. Это вопрос культурного самоопределения.

pokemon-jouissance

Носители традиционных идеологий полагают, что такая искренность неуместна, и даже аморальна. Неприлично признаться в интересе к покемонам. Даже если вас застали за этим, вам следует прикрыть тягу фиговым листком отговорок, извинений и "обещаний исправиться". Взрослому серьезному человеку не пристало заниматься пустяками, это инфантильность, ребячливость, безответственность! Ведь с точки зрения производства материальных благ масса народа увлекается бесполезным делом. Бегая за покемонами, они не производят новый продукт, не воюют, не генерируют добавленную стоимость, а тратят ее на наслаждение и прямо говорят об этом.

Более современная идеология оппонирует: субъект свободен в своих поступках, если не нарушает закон. Нет резона отрицать наличие влечения. Сфера сексуальности, сублимация дело свободного выбора. Можно слушать пьесу, можно читать текст, можно играть в покемонов.

Как мир дошел до жизни такой?

После кризиса. Обращение парадигмы

Бум производства контента, анализу которого была посвящена моя дипломная работа, пришелся на конец тучных 2000-х. Подлили масла в огонь массовые эскапады юзеров в социальные сети. Кризис перепроизводства знаменовал, что оцифровано почти все. "Это уже есть в гугле и в фейсбуке, а если нет – то и не нужно". Бесконечные однотипные краткие сообщения, "себяшки", забавные картинки – в этом потоке пользователь уже почти отвык читать лонгриды.

Вероятно, и эту статью вы не прочтете целиком. Более 60% дойдет до трети текста и отвлечется, примерно 20% читателей доскролят до выводов, глядя лишь на выделенные подзаголовки.

Итак, виртуальность забита под завязку. Мы не можем прочитать все интересные тексты, только накапливаем закладки в браузере. Контента стало много больше, чем физической возможности его потреблять. Да и сколько можно сидеть за монитором? Тело жаждет движения, свежего воздуха, пребывания среди людей с чувством "реального локтя". А Pokémon Go обещает не просто прогулку, но приятные сюрпризы за каждым поворотом, к тому же, любимый гаджет не будет забыт.

Заполняется пустыня реальности, куда так настойчиво звал Жижек. Ну вот, сейчас все набегут!

Культурные коды и параллели

Pokémon GO является казуальной игрой. Она напоминает по типу вовлеченности Candy Crush Saga: легко учиться, трудно овладевать.

Тема карманного дракончика, которого нужно самостоятельно вырастить из яйца, а затем бережно прокачивать, уже была введена в коллективное медиаполе Игрой престолов (сериал 2011-2017). Каждый может побыть Дайенерис и получить своего Смауга! Однако не все обращают внимание на то, что монстры заново попали в современный европейский обиход после творений Дж.Р.Р. Толкина. Не только писателя, но и литературоведа-медиевалиста, исследователя Беовульфа.

Исторические корни

Однако и ностальгический фактор очень важен. На самом деле, приложение – прямой наследник знаменитой медиафраншизы конца 90-х. Покемоны появились на свет в игре, выпущенной в 1996 году для Game Boy. ПикачуПо мотивам популярной игры в 1997 г. была создана мультипликационная серия (более 900 выпусков) в стиле аниме, которая ежегодно дополняется полнометражками (сейчас их уже 18). Но настоящую популярность франшизе принесло распространение в 1999 г. специальных игровых колод с отдельными карточками для каждого покемона.

Мы не знакомимся с покемонами заново. Все, кому сейчас 30 лет и меньше, их давно знают и так. Пришлись ли ваши 10 лет на 2000-й год? Pokémon generation, Pokéление  те, в чьем детстве и отрочестве присутствовали покемоны (примерно примерно с конца 90-х – до начала 2000-х). Если это про вас, вы помните незатейливый сюжет приключений в мультфильме.

Тренер покемонов, паренек Эш, странствует со своими друзьями и подопечными. Постоянный спутник Эша и маскот команды – любознательный покемон-мышь (но больше похожий на помесь кролика и желтой панды) Пикачу. Вместе они тренируются, рушат козни команды-конкурента, незаметно взрослеют, и мечтают стать признанными мастерами-покемоноводами.

original-tamagochiТот, кто в детстве смотрел мультфильмы про покемонов, страстно желая их появления в реальном мире, может с уверенностью сказать: мечты сбываются.

Это волнующие воспоминания, которые могут перенести туда, где все просто и знакомо – примерно то же, чем для дедушек и бабушек является вкус настоящего эскимо и песни у пионеркостра, а для родителей – пепси и джинсы-варенки. Покемоны – уже после "Мишек Гамми" с "Томом и Джерри", но еще до нашествия MTV c YouTube.

Впрочем, и на YouTube некоторые покемоны весьма меметичны – чего стоит один Слоупок!

Мы обязаны вспомнить и про "Тамагочи" - крошечный брелок, где на маленьком экране несколько пикселей постепенно вырастали в любимого питомца. Плюс, для Pokémon Go уже разработан специальный браслет с LED и вибрацией. А какой тамагочи был у вас?   

Суть: покерейд или покемонада

Нам предлагают отдаться древнему, как наши предки-неандертальцы, инстинкту собирательства динозавриков. Ведь детская страсть коллекционировать ракушки, шарики, фигурки-нэцке свойственна и взрослым, которые аккумулируют какие-то редкие или художественно ценные предметы. С покемонами можно разделить это удовольствие с другими страстными коллекционерами – вот еще один реальный мотив игры. Только теперь это не фигурки от киндер-сюрприза, а бесконечное компактное множество мини-героев.

На стоянках Pokéstops вблизи городских достопримечательностей можно подзарядиться, набрать игровых объектов… и столкнуться с такими же фанами. Это катализатор новых социальных связей. Вы выходите на улицу, движетесь по ориентирам и попадаете в окружение других покемонозаводчиков со смартфонами. В оживленных местах города могут возникнуть заторы (как было в Сиднее), особенно если за редким покемоном устремится сразу целая толпа.

Хоть в аниме и игры покемоны перекочевали из традиционного фольклора, среди пионеров покемономании немало технофилов. Вот еще один способ обрести товарищей по интересам! Безусловно, игра покажется скучноватой любителям стратегий, однако аркады и симуляторы имеют множество поклонников. Любители соревнований могут заполнять Pokédex и меряться количеством звездной пыли. Все это возле музея, фонтана. Или же покемон возникает прямо посреди парка.

Кстати, последняя из упомянутых особенностей хорошо ложится на предыдущий фитнес-тренд. ЗОЖникам может понравиться, что для ряда мини-квестов в игре требуется одолеть пешком по 2, 5 или 10 километров. Именно пройти, поскольку приложение не начислит баллы за поездку на авто. Вот повод увлечься пешим туризмом и изучить живописные окресности. Например, родители могут выстроить маршрут с пользой – так, чтобы побывать возле городских достопримечательностей.

Иными словами, при желании можно превратить игру в повод совершить интерактивный развивающий моцион, полный общения и знакомств – резвый покерейд или степенную покемонаду.

Словом pokémonade, от фр. promenade (прогулка) и Pokémon, мы обязаны Ванессе Лало, ее ст. Sortie en France de Pokémon Go : journal de bord d’une intense journée collaborative au Champ de Mars (juillet 29, 2016).

Главное – не попасть под авто и не свалиться в канализационный люк, пока взор прикипел к экрану! Заставка при загрузке предупреждает: глядите по сторонам, не становитесь игроком-зомби!

driveandpokemon

Могут ли цветные монстры завести на минные поля, заброшенные стройки? Вероятно, да; но не более, чем традиционные дворовые игры в прятки, "сталкеры" или "казаки-разбойники". К тому же, все места для подзарядок расположены в людных точках. Но не следует забывать, что риск есть везде. Даже в дворовом футболе мяч может попасть в окно, выкатиться на шоссе и т.д. Поэтому к любым активным играм, в том числе к покемонам, желательно подходить со здравым смыслом и чувством меры.

Выходи из комнаты?

Революционность игры Pokémon GO в том, что люди снова выходят на улицы. Может быть, кто-то вспомнит эпизод из сюжета докомпьютерной эры "Приключения Электроника" - там мальчишки собираются на пустыре, чтобы сравнивать свои сокровища и играть в "обмен":

Сережка представил, как хорошо сейчас Электронику — сидит на скамейке, меняет сокровища и берет что хочет. Чудесная это все-таки игра, очень необходимая в жизни. Надоел тебе, к примеру, желтый фонарь, так намозолил глаза, что просто видеть его не можешь. Иди в парк, к сиреневым кустам, и бери взамен велосипедный звонок, или карманные шахматы, или еще что-нибудь. Наверное, это самая древняя игра, и она не умрет, пока у мальчишек есть карманы… 

Е. Велтистов, Электроник — мальчик из чемодана (1964).

С появленим приставок перестало быть нужно меняться на пустыре хламом, Интернет-магазины потеснили развалы барахолок и радиорынки, и традиция практически иссякла. Теперь же коллекционирование и обмен впечатлениями это снова реальная мотивация выйти за порог. Критики, ругающие видеоигры за насаждение малоподвижного образа жизни, за социальную изоляцию молодежи, должны увидеть в активности шаг вперед. Ведь теперь потенциальные хикикомори (англ. basement dwellers), или коротко хикки, выйдут из четырех стен!

Вероятно, это может смягчить "вызов 2030 года" - так окрестили японские СМИ ожидаемые проблемы с интеграцией в общество грядущего поколения "сетевых отшельников". Станет ли охота за покемонами профилактикой тайдзин кёфусё, добровольной самоизоляции?

Покемон вполне может потягаться с 2D вайфу, особенно если вам надоело растить свою тульпу. Разработчик ПО берет издержки по работе воображения и риски "раскачки" психики на себя.

Теперь слоган звучит как Catch Pokémon in the Real World. Однозначно то, что игрокам в Pokémon GO придется общаться и двигаться намного больше.

oblomov-player

Ранее игрок эволюционировал как аватар в виртуальном мире на экране. Состояние его реального тела мало влияло на игровой процесс. Теперь ловцу покемонов нужно двигаться физически для того, чтобы набрести на искомых существ в реальном мире.

Пространство для терапии, покемоны в психоанализе

Игра становится универсальным посредником, дает понятный и простой язык, общее поле для коммуникации. Игра в покемонов полна символических элементов, что может быть небесполезным в работе психотерапевта.

Придуманные существа воплощают те или иные устремления игрока, ведь ловец монстриков принимает игровые решения, основываясь на всем предыдущем жизненном опыте. Выборы в дополненной реальности ассоциативно связаны с воспоминаниями, сознательными и бессознательными желаниями.

Быть может, какая-то особенность игры рождает тревогу или неуверенность? Или же вы предпочитаете игре аниме? Какой вы покемон в жизни? Какой ваш любимый вид эволюции Eevee? Почему вы выбрали мистик, а не отвагу или инстинкт? Со всем этим материалом психоаналитик может работать как с личными означающими.

Стиль игры позволяет субъекту самовыразиться. Например, игрок может предпочитать одних покемонов другим, выработать мини-ритуал или личное игровое условие и т.д. Кто-то ориентируется на количество собранных существ, кто-то обращает внимание на тип – огонь либо воду, иным важен лишь внешний вид зверька.

Обсуждение игры (в том числе, с психоаналитиком) помогает лучше разобраться в своих мотивах, дает возможность поделиться значимыми преживаниями. В конечном итоге, субъект может больше узнать о себе и о своей жизни в окружающем мире. Покемоны – такая же подходящая тема для беседы и психоанализа, как и любая другая.

570Что до детей (в сопровождении родителей – начиная с трех лет, поскольку игре присвоен индекс PEGI 3), им беседа о Pokémon GO может помочь вербализировать увлекательную деятельность, выразить сдерживаемые эмоции и найти во взрослом собеседнике необходимую опору. 

В контексте игр ребенок занимается анализом и синтезом информации. Многие дети придумывают свои собственные короткие истории о каждом из покемонов как о сказочных героях. Ребенок с радостью поделится рассказами, рисунками в атмосфере уважения к его субъектности. В игровом процессе взрослому легче расставить акценты посредством обращения к разным покемонам, предложить интерпретации о персонажах.

Обозначения реальностей

Следует заметить, что дополненная реальность – не синоним виртуальной реальности. Разница состоит в том, что виртуальная реальность имеет целиком и полностью техногенную природу. Она вся "нарисована".

Например, играя в SIM’s, вы можете перемещать персонажа, не вставая со стула, и контролировать всю видимую "картинку".

А дополненная реальность требует физических действий игрока, она учитывает пройденные им шаги, – чтобы "врисовывать" несуществующие объекты в реальные пейзажи. Объект, который существовал лишь в воображении, в виртуальной реальности доступен лишь в "ненастоящем" мире, а в дополненной – возникает в привычной обстановке.

nemanga

Мы можем говорить здесь и об ориентированной, или же направленной, реальности. Ловец устремится туда, где есть шанс заполучить редкого покемона.

"Скажите, а можно ли сойти с ума от покемонов?"

Давайте разберемся. Что происходит в нашем восприятии с Pokémon GO?

Мы продолжаем, как и всегда, жить в реальности – то есть, принимать сигналы всеми органами чувств, своевременно оценивать окружающую обстановку и адекватно реагировать на нее. Мы не освобождаемся от реалий нашего мира (к тому же, на улице намного больше рисков и неожиданностей, чем в уютном кресле перед монитором!).
И одновременно мы оказываемся посреди грезы, в ожившей легенде. Повсюду присутствуют чудернацкие существа.

Какая задача стоит перед ловцом? Ему нужно одновременно

  • оставаться в реальном мире, реагировать на его вызовы,
  • воспринимать события в разрывах его привычной ткани.

Такое состояние требует особого качества концентрации. В каком-то смысле это вопрос привычки. Состояние ловца покемонов приближается к рассеяному вниманию, но при этом он готов в любой момент напрячься, если в поле зрения появится нужный объект, а в психике удерживается искомый образ. Примерно так же идет по лесу грибник, охотник ждет дичь в засаде. Различие в том, что на данном этапе развития техники угол обзора у ловца ограничен экраном смартфона.

Интересно, что при тяжелых ментальных состояниях видения, подобные существам в дополненной реальности, возникают спонтанно. По большому счету, бред и галлюцинации тоже могут быть формально отнесены к дополненной реальности. Состояние сознания ловца в Pokémon GO отчасти близко тому, что в психиатрии описывается как симптом; с другой стороны, игрок управляет процессом и в любой момент может отвести взгляд от экрана, "расконнектиться" вниманием.

Разница заключена в контролируемости процесса и объеме ментальных ресурсов, которые человек тратит на "оживление" образа.

Разъясним последнее замечание:

  • в Pokémon GO все монстры нарисованы и анимированы заранее командой профессионалов, контакт с ними игрок может лимитировать по желанию;
  • человеку в сумеречном состоянии сознания приходится воссоздавать их силой воображения из инфошума, по собственным мнезическим следам, опираясь в лучшем случае на блик или тень, на далекий отзвук и т.д.  и полного сознательного контроля над процессом у него нет.

Говоря проще, если у человека есть предрасположенность к заболеванию катализатором может послужить любой образ, в т.ч. из фильма, телепередачи, театральной постановки. В том числе взволновать его может и образ покемона, поскольку процесс восприятия и оценки информации слабо поддается сознательному контролю. Это общая проблематика начала явного проявления душевных расстройств. Но доказанные случаи заболеваний "просто по факту игры" неизвестны.

Покемон ИвиМожно ли будет использовать технологии дополненной реальности в психотерапии, примерно как это предугадывал Р. Желязны в романе The Dream Master (1966) – покажет время.

А как обстоит дело с "условно-нормальным" субъектом?

Сейчас уже ясно, что новые технологии позволяют тратить меньше сил на воображение. Все, и взрослые, и в особенности дети, могут иногда мечтать о необычных приключениях, о встрече со сказочными персонажами, об открытии новых планет... для этого мы задействуем креативность и память. Если же все грезы предоставляются в готовом виде, и этот сервис заранее улучшен, тщательно подогнан именно для вас армией специалистов – стоит ли субъекту продолжать мечтать по-старинке?

Слоган говорит: "поймай их всех"! Но то, что ловится на самом деле – это взгляд игрока.

Покеманы. Все хорошо в меру

Риски при чрезмерном увлечении охотой на покемонов те же, что и для других аддикций. У покемана может произойти замещение привычных занятий, утрата интереса к иным аспектам жизни. Все же, следует признать, что это происходит при любом страстном увлечении, которым маскируется глубинная тревога. Таким увлечением может стать какое угодно времяпровождение, от подсчета проезжающих за окном машин до раскладывания карточных пасьянсов. Мишенью для обвинений в деградации общества перебывали все новшества: паровые двигатели, телевизоры, рок-музыка, компьютеры как таковые… "козел отпущения" социальных грехов тоже зависит от моды.

Вероятно, вы помните, как еще буквально вчера СМИ предупреждали об "угрозе сэлфи". Из-за стремления сделать эффектное фото за 2015 год погибло людей больше, чем от нападения диких зверей. Значит ли это, что телефоны – зло? Можно ли инкриминировать кучке микросхем сугубо человеческие слабости? Ведь люди подвергают себя опасности и без какой-либо аппаратуры, а мода на гаджеты и лайфстайлы будет меняться всегда.

augmented-reality

Так ли плоха по определению дополненная реальность? В этих обвинениях есть рациональное зерно – любое злоупотребление опасно. Однако за компьютерными технологиями и дополненной реальностью большое будущее. Все зависит от того, как мы в это будущее войдем.

Например, существует немало приложений, которые помогают узнавать растения и грибы в ботанических садах, предоставляют занимательную инфографику о памятниках, экспонатах в музеях. И это только начало для новых форм доступа к информации. Для их использования еще только предстоит выработать повседневные жесты и установить границы.

Играя в покемонов мы, вероятно, тренируем ряд ключевых в техногенном будущем навыков. Механизм вовлечения в движении, с наглядными 3D иллюстрациями – золотая жила для интерактивных образовательных программ. Быть может, интерес к игре породит не одного талантливого программиста или 3D-моделлера?

Не играл, но осуждаю

Законы медиа таковы, что первыми громко звучат самые абсурдные обвинения. Игру в Pokémon GO на площадках Рунета уже успели сравнить с патологическим пограничным состоянием. Тиражируется не обоснованное никакими исследованиями мнение, что игрой прививаются "зачатки шизофрении" (sic), что посредством покемонов распространится национальное психическое заболевание и т.п. Приложение демонизируется: якобы ловля зверушек – это признак деградации (sic), компьютерные забавы, как и экстремальный спорт, отупляют.

Относительно диагноза по аватару скажем коротко, что подобные диагнозы звучат очень и очень натянуто для практикующего специалиста (т.е., сколько-нибудь продолжительно ведущего прием с живыми людьми). Но даже если рассмотреть озвученный аргумент всерьез, опустив неуважительную манеру высказывания, очевидно, что для успешной ловли карманного зверька нужны своевременные и точные жесты. Легко убедиться, что приложение подразумевает развитие не самого простого психомоторного навыка и способность к концентрации. Число покеболов ограничено, чтобы получить баллы за бросок, следует разработать тактику их использования. Не набрать много покемонов и без базового стратегического мышления (следует выработать план посещения локаций, запастись как игровым, так и реальным оборудованием, участвовать в слаженной работе команды).

Быть может, это не такие уж сложные задания – однако просты они для человека динамичного, с хорошим самоконтролем и гибким мышлением.

Что до обобщающих утверждений – будто все до единого люди, выбирающие для проведения досуга то или это, инфантильны и априори неуспешны (читай – злостны и вредоносны) – эта идеологемма стара, как тирания. Никакой репрессивный режим не заинтересован в том, чтобы технически грамотные люди выходили из внутренней эмиграции, свободно встречались, путешествовали. Достаточно вспомнить обвинения любого человеконенавистнического режима в адрес инакомыслящих. Заметны попытки смешать уровни дискурса, назначить прокрустову "норму", навесить на субъектов побольше отталкивающих этикеток – что бывает характерно для представителей идеологии тоталитаризма.

Может быть, кому-то жаль времени на игру в Pokémon GO – мол, полезнее читать книги.

Касаемо реплики о "чтении Булгакова" (которого, как известно, читать не comme il faut, спойлер: можно лишь перечитывать)подобным пассажем Михаил Афанасьевич вполне мог бы украсить свой знаменитый альбом. Впрочем, обошел бы такой упрек самого Михаила Афанасьевича? трудно не согласиться с известным мнением об этической спорности авторской позиции в его последнем и самом знаменитом романе.

К счастью, пока никто не заставляет нас выбирать одну деятельность в ущерб всем остальным. Да и зачем противопоставлять занятия, которые можно чередовать?

apple-new-pokemon

Вдумаемся, масса взрослых людей с упоением тратит свободное время на просмотр спортивных передач и сериалов, посиделки с товарищами, шопинг, создание любительского контента, путешествия, редкие хобби… Кто возьмет на себя миссию сравнить различные увлечения и вынести универсальный вердикт о едино верном способе наслаждаться? Если же вжимать человечество в тесные рамки "нормальности", то наберется ли в мире хоть с десяток праведников? И не окажется ли во главе "избранных" очередной Джим Джонс?

Все же, производители треш- и шок-контента, медиаорганизмы, живущие за счет вирусной рекламы, бывают полезны. Иногда они дают повод заметить тенденцию и сформулировать обоснованные упреждения. Ведь любое новшество привносит в нашу жизнь и новые риски.

Реалистичные опасения

Откуда такой энтузиазм, дело в одном лишь маркетинге и грамотном запуске медиавирусов? Ясно, что дело корпораций – монетизировать повседневные жесты, и гигантская игровая индустрия эксплуатирует любое наше желание развлечься. В игровом азарте нет ничего нового, ведь есть целые развлекательные города – от Диснейленда до Монте-Карло. Но Pokémon GO затрагивает сразу несколько глубинных тенденций.

Мы открываем тело заново благодаря короткой памяти масс-культуры. В идеологической основе попыток демистификации реальности узнаваема страсть 60-х к борьбе за безграничную свободу самовыражения. Стоило раскрепостить тело, и тут же оказалось, что секс ради совокупления, потребление ради потребления… это несколько скучновато. Удовлетворение обретает привкус наслаждения, лишь будучи приправленным смыслом.

Стремление расширить сознание обусловило моду на психоделику – что, увы, нередко оказывалось рискованным для здоровья. Многим кумирам 70-х и 80-х поиск смысла жизни через вещества, секты, экзотические практики стоил рассудка или жизни. Киберпанк 90-х пытался отбросить уязвимое и несовершенное тело за ненадобностью, превознося роботизацию и универсальный интеллект. Тело казалось чем-то вульгарным, тривиальным. Чтобы успевать за самым интересным, следовало непрерывно бдеть перед монитором.

Затем оказалось, что без тела обойтись нельзя, ведь телесность – базовое условие наслаждения. Сначала вернулся интерес к потребляемой пище, правильному питанию, кулинарным передачам; обратной стороной стали болезненные качели анорексии-булимии. Эпидемия сэлфи, увлечение ЗОЖ начала десятых вернуло тело в тренд, это бунт "фитесс-няшек". В то же время, выходить из помещения и встречаться с людьми в реале все еще необязательно – достаточно составлять медиаотчеты из улучшеных в редакторах картинок и кратких отрывков постановочных видео.

С дополненной реальностью тело понадобилось снова. Задача структурирования реального времени параллельно с виртуальными "прокачками" стала решаема. Тело жаждет вернуться на медиа-арену, однако пользователь уже привык к guilty pleasure непрерывного он-лайн присутствия. Пользователь не желает терять свой быстрый допинг микроновостями, нотификацями и "лайками". Теперь возможно дополнять реальность, минуя телесные ограничения, сугубо техническими приемами: без галлюцинаций, без веществ, без вживления проводов.

Следующий вопрос – каковы риски этого компромиссного решения?

Разрыв между "я являюсь" и "я мечтаю быть" в невротизированном обществе может быть очень болезненным. Кафкианская абсурдность окружающей нас реальности, перманентный и давно привычный кризис власти, борьба пустых идеологий, двойственность этических стандартов в жизни и в медиа – все это фрустрирует нас в реальной жизни. Перенасыщенность информацией не делает проблему выбора легче. И одновременно делает ролевую модель поведения притягательной. 

poke-background

Легальной анестезией становятся социально приемлемые времяпровождения, где упор делается на количество, а не на качество процесса. Пустыня реальности заполняется объектами, которые при наблюдении hic et nunc, здесь и сейчас, дают остро переживаемое наслаждение. Коллекционирование, оно же квантифицирование (пересчет) фрагментов реальности позволяет обрести ощущение контроля над происходящим.

Роль в игре проще и понятнее сложностей реальной жизни. Однако роль роли рознь.

Например, в романе В. Пелевина ДПП (NN) (2003 г.) герой Степа, чтобы следовать культурным трендам, должен был сам воплотить Пикачу путем отыгрыша (и частично – косплея). Дополненная реальность 2016 берет сразу несколькими уровнями выше: вы – мастер и повелитель покемонов в команде с такими же полубогами. Стратегия Black & White (2001), симулятор бога, требует доработок, но оказывается более современной.

Жизнь без патча и апдейта уже недостаточна для жизни, это логика существования в эру plus-de-jouir, прибавочного наслаждения. Наслаждение игрой паразитирует на организме так, как если бы субъект пытался напитать этим наслаждением некую часть себя. Однако в природе задача паразита – не в том, чтобы убить хозяина, а том, чтобы частично ослабить его и получать пользу от симбиоза как можно дольше.

"Мы не сделаем ничего, что может навредить имиджу компании. Родители должны чувствовать безопасность, когда разрешают своим детям играть в эту игру" - обещал представитель компании в 2015 г.

http:// time.com/3748920/nintendo-mobile-games/

Отложенное наслаждение, к которому путь идет через сложную и долгую социализацию, формально не отрицается, но разменивается на сиюминутные маленькие радости. Это происходит в логике принципов удовольствия и реальности, детально описанных Фрейдом.

Эпоха сама подталкивает к поиску доступного здесь и сейчас plus-de-jouir. Под угрозой коллапса экономики, в тени войны, в отсутствие социальных лифтов, захочет ли кто-то инвестировать в долгосрочные проекты? Доверять престижу государства? Доверять людям, вкладывать усилия в стремление к качеству работы? Не легче ли верить только себе, внутренне эмигрировать, вкладывать либидо в мир сокровенный? Сложные философские вопросы и макроэкономические прогнозы.

pokemon-chenipanА вот покемон – вот он, здесь, бросай мячик! Он всегда хороший: милый, забавный, преданный. Он всегда рядом, а вместе с ним в смартфоне могут гостить и радовать хозяина сотни его друзей.

Однако человеческое существо отлично от покемона реальностью тела собственного. Мы не можем поддерживать свое существование как рисованный компаньон – вечно, просто заменив батарейки. Каким бы ни был фантазм, покемона нельзя ни повести к венцу, ни сжать в объятиях (пока еще нельзя, хоть технологии не стоят на месте). Покемон – не живой воспитанник. Например, заботу о домашнем любимце из плоти и крови нельзя отложить без трагических последствий, а забыть о покемоне на пару дней можно.

В охоте на покемонов, как в любой игре, чуть легче забыть о страдании и смерти. По правилам игровой вселенной покемона нельзя убить. Значит ли это, что и сама жизнь для homo ludens… чуть утрачивает в ценности?

Бесплатные приложения, поиск... сыр?

В направленной реальности азимуты вашего движения будет просчитывать компьютер, ведь вы сами делегировали ему напоминания, проверку почты, оплату счетов, редактирование фото и подбор продуктов. За сиюминутные удобства человек расплачивается частью автономности.

Базы данных хранят все сведения, полученные благодаря геолокализации. Что до покемонов, игра разрабатывается не только Nintendo – франшиза завоевывает мир во многом благодаря союзу с Niantic, бывший дочерней компанией Google, специализирующейся на дополненной реальности. Право выбора зиждется на том, что за первыми десятью ссылками по запросу есть еще несколько сотен линков. Однако это иллюзия, так как просмотреть все остальные нет ни времени, ни охоты.

Покемоны и истерия

Покемоны заполнили новостные ленты не в первый раз.

pokemon-old-anime

В 1997 г. происходила очередная трансляция серии мультфильма по японским телеканалам. От острого момента в сюжете, усиленного быстрой сменой ярких кадров анимации, около семисот детей были госпитализированы с жалобами на характерные для эпилепсии симптомы.

Вероятно, дети сопереживали герою в эмоционально насыщенной сцене. Пикачу сражался с врагом и бился в электрических конвульсиях – дети следовали за любимым героем, вплоть до точного телесного воспроизведения его состояния и движений. Впоследствии о схожих проблемах было сообщено в отношении более двенадцати тысяч детей, однако вторичные обращения во многом объясняются реакцией на исходный медиаповод.

Этот эпизод породил городскую легенду, памятную автору статьи, о "мультфильме, от которого можно умереть". Все мечтали посмотреть запрещенную серию. Структурно легенда близка истории "Вайомингского инцидента", БЕЗНОГNМ и проч. Позже мем был растиражирован масскультурой – в т.ч. отражен в Симпсонах, Южном парке.

Pokémon GO, в свою очередь, начинает обрастать "апокрифами". Так, на новостных порталах легко найти сообщения об изнасиловании покемоном, об убийстве при охоте на покемонов, нахождении трупа при поиске покемона, переходах государственных границ в поисках виртуальных существ и т.п. Таким образом, сейчас на наших глазах происходит реструктурирование мема, который с конца 90-х уже успел пройти все стадии медиаразложения. Пикачу почти растворился в масскультуре до незаметности, но силой новых технологий был воскрешен из медиапепла.

Интересно, что при возрождении высокоуровневым симулякром покемоны слету вобрали элементы фантазмов, популярные в позапрошлом десятилетии. Это хорошо узнаваемые pokemon-diabolicуфологические и криптоконспирологические рационализации, крипипасты. Так, покемоны – свежий росток древнего корня зла, происки врага(ов) рода человеческого. 

С другой стороны, Pokémon GO может быть воспринят как очередной шаг к SkyNet, поскольку требует и получает очень много информации от игрока. В самом деле, вы добровольно отдаете свою веб-камеру, и отныне с удаленного сервера можно смотреть на мир вашими глазами. Как в известной шутке: "это еще не значит, что за вами не следят".

Зачастую подобного рода высказывания структурно относимы к паранойяльной речи. Но может ли игра в самом деле быть использована в антисоциальных целях, например, террористами? Не более и не менее, чем любой другой массовый призыв в СМИ. К тому же, действовать подобным образом эргономичнее через апробированные каналы, чем через игру.

Прогнозы

Анализант, чей рассказ об отношении к игре пришелся как раз на период написания этого текста, любезно позволил мне цитировать следующее высказывание:

Я играл в Ingress за Resistance, но там стало скучновато. С покемонами прикольно, но несерьезно. Лично я теперь буду ждать приложение с римскими легионерами, чтобы в реальном времени участвовать в захвате нашего города.

Как спрос рождает предложение, так и предложение формирует спрос. Вероятно, за простыми версиями сбора орнамента из милых монстров, которые вовлекают широкие массы казуалов, последуют и усложненные версии игр, с элементами стратегий и головоломок.

Покемоны как таковые воплощают идеологемму, которую относят к поколению Z (рожденных в конце 1990-х — начале 2000-х): все разные, но у каждого есть своя изюминка. Успеха добивается команда. Такая ризоматическая среда не выделяет лидера. Эта традиционалистская японская антитеза, которая по времени подошла крайнему индивидуализму предыдущей волны “игреков” (прим. с сер. 1980-х — до сер. 2000-х).

  • Вопросом-ловушкой, невротической подменой для Y было: "Зачем реально работать, строить отношения и подолгу задерживаться на одном месте? Ты ведь можешь сконструировать любой имидж в соцсетях".
  • Для Z тот же вопрос об устремлениях прозвучит иначе: "Зачем связываться с реальностью вульгарной, пресной, а не реализовать все свои амбиции в реальности дополненной?".

Главное, чтобы виртуализированное Сверх-Я, заботливо рассаживающее покемонов на лужайках, не становилось слишком заметным.

Следующий шаг – использование специальных очков, которые ранее интересовали лишь гиков, станет повсеместным.

Microsoft-Hololens

Ведь очки расширяют угол обозрения и освобождают руки для игровых жестов. А там к играм "подтянутся" и традиционные виды рекламы. Вот новые профессии – дополненное украшение фронтонов учреждений, интерьеров, дизайн нарядов, и, конечно же, мерчандайзинг. А сколько в это поле влезет рекламных баннеров и спама… Новые возможности для экскурсионных бюро, эвент-агентств и проч., и проч. Может быть, в создании комплексных экстра-объектов применение найдется и для 3D голограмм.

Кстати, если вы дочитали до этого места, то взорвали статистику чтения лонгридов :)

Теперь дополненная реальность переходит в мейнстрим. Вообразите: вы наводите камеру любимого гаджета на первый попавшийся объект – нет, просто смотрите сквозь очки, а там… впрочем, можно не представлять, все уже будет продумано командой лучших маркетологов согласно с вашими привычками и таргет-запросами.

Пожелает ли человечество оставить пустое пространство, чтобы мечтать и фантазировать? Мы увидим, сохранится ли для этого свободное поле.

Полина Ювченко, психоаналитик, переводчик