4awkiТусовка-саньяса вокруг боевых искусств, как и любой социум, формирует свои законы. Между занимающимися стихийно возникает определенная синергия, выстраиваются тайные и явные иерархии. Присмотревшись, в массе поклонников воинских искусств узнать ряд типажей. В любом зале вы легко заметите Отличника, Семьянина, Воспитателя, Берсерка... Формируются ячейки, или роли – даже если конкретная личность исчезнет, "место" останется. И что характерно, "место" способно менять под себя даже нового человека, навязывая ему стереотипы.

Самый простой выход для методиста - дать одно задание на всех, пусть делают кто как может, а затем отобрать пару-тройку рьяных экземпляров. И "натаскать" high-self-motived семпаев, которые взяли бы на себя всех неловких новичков. Но почему бы вместо этого не подойти к каждому, кто переступает порог зала, как к субъекту? понять, какие именно стереотипы его сковывают? и заодно изучить несколько базовых типажей, которые разнятся по поведению в группе? Приступим!

N.B.: когда-то основой этого текста послужил форумный пост на superkarate.ru за ником Tom&Jerry (затем он кочевал по разным сайтам за разными версиями авторства, кто бы ни был автором исходного сообщения - спасибо). На moritengu.net он редактировался, несколько раз дописывался, пока не увеличился в 2 раза и не приобрел тот вид, в котором вы его видете ниже.

 

best pupilОтличник

Средний балл - это не оценка, а позор!

Мнение родителей

Вы узнаете Отличника в момент, когда в зале у него впервые что-то не получится - по панике во взгляде поверх натянутой улыбки. Отличник настолько срастается с убеждением, что порядочный человек обязан всегда вести себя хорошо, держаться достойно и все делать правильно, что поначалу не позволит ему выносить внутренние проблемы на всеобщее обозрение. Он долго будет приглядываться, поверяя аудиторию на лояльность. Однако возможности силы воли, постоянно направленной на борьбу с самим собой, небезграничны, и он не выдержит...

Отличник, во-первых, устанет, а во-вторых, пообвыкнется в новом коллективе (и, соответственно, перестанет воспринимать окружающих как посторонних, при которых непозволительно “терять лицо”). И начнет всех удивлять. Вы узнаете, что он:

полное ничтожество и законченный неудачник в жизни в целом и абсолютный бездарь в боевом искусстве, в частности.

Почему он это решил? Потому, что поместил себя в ситуацию проверки навыков, а не их развития. Отличник обладает избирательностью восприятия, заставляющей его замечать только отрицательное отношение и не верить в положительное. Понятно, что при таком настрое сама ситуация тренировки дает ему пищу для самоуничижения и постоянных самоупреков. Видимо, уже в начальных классах он начал готовиться к выпускным экзаменам, а после поступления несчастный окончательно поверил в то, что обязан все делать идеально. Если же что-то не получается сделать "на ура" с первой попытки, это его провинность, если не грех, свидетельство личной несостоятельности. В такой ситуации Отличник

а) не может сделать что-то с первых попыток и бьется головой о стену;

б) прилагает умопомрачительные усилия, чтобы все же выполнить требуемое;

в) не может из-за страха проиграть и зажатости;

поскольку объективно это самое задание зачастую ему удается, причем неплохо (хотя сам Отличник вынужден настаивать на обратном), подобное упрямство может казаться капризом. Это не каприз! Отличник излишне послушен и хочет учиться, но у него столько внутренних блоков, что иногда он просто не может пошевелиться

г) повторяет действия первых двух пунктов;

д) если ничего во внешнем мире не меняется - посыпает голову пеплом, погружаясь в меланхолию;

невидимые миру слезы могут пробиться приступом отчаяния и безнадежности. Истерика тем более неожиданна для людей, далеких от психоанализа, что ни сенсей, ни партнеры не имеют реальных оснований презирать его и ничего особого в нем не замечают. К сожалению, Отличнику, погруженному в пучину самобичевания, не нужны никакие внешние причины, чтобы вынести себе безжалостный приговор

е) и далее, ему удается себя убедить, что следующее задание - важнее предыдущего. И что с чистого листа он теперь-то уж точно обязан сделать все безупречно.

Его ночной кошмар, но и постоянная потребность, и ориентир - инструктор, строящий процесс обучения по принципу "можно было лучше". Если вы попробуете ничего не требовать от него и не ставить перед Отличником заданий - он все равно сам себе сформулирует жесткие нормативы. Уж поверьте, что рационального в них будет немного.

Перфекционист постоянно пытается доказать свою состоятельность внутренним фигурам - даже если никто извне в нем не сомневается, он найдет поводы для депресии. И, конечно, нивелирует тем самым удовольствие от процесса обучения, поскольку сдает вечный внутренний экзамен, меняя его на призрачное Другое наслаждение.

Как и у любого другого тревожного человека, у Отличника часто возникают проблемы с дыханием. Типичные проблемы - мышечные зажимы, склонность к обморокам, запоры. Даже стрессовая ситуация, возникшая во время тренировки, может переживаться им как невозможность нормально вздохнуть, с потемнением в глазах и скорым впадением в ступор, что со стороны порой воспринимается как упрямство, нежелание выполнять задание. Так что для начала было бы полезно научить его правильно дышать. Он с удовольствием будет выполнять дыхательные упражнения, тем более что их можно делать вдали от чужих глаз, которых он стесняется. С Отличником можно и нужно идти и вширь, и вглубь - он обожает системность, выстроенность - то, где будет интеллектуальный результат при вложении сил.

Он выслушает все об истории школы (а то и законспектирует!) никуда не торопясь, поскольку для этого идеалиста сиюминутный практический результат меркнет перед высшей целью бесконечного совершенства.

Он с удовольствием будет расширять свой кругозор и охотно повторять, и ему не будет скучно от монотонной работы. При этом у него могут возникать проблемы со спаррингами. Элемент соревновательности погружает его в ситуацию проверки, заставляя нервничать и уступать даже менее подготовленному партнеру, особенно малознакомому. Соответственно, Отличник склонен вставать в пару с одним и тем же человеком, к которому он привык и с которым ему спокойно - а значит, хорошо - работается. Поэтому Отличника можно стимулировать менять партнеров, чтобы он получал опыт нормального взаимодействия с разными людьми.

Ему-то как раз полезно отвлекаться (в отличие от Подростка). Отличника это мобилизует и в конечном итоге раскрепощает. Ведь стоит Отличнику один раз сделать то, на что он считал себя неспособным, и он ощутит очередную грань свободы.

Комментарий инструктору. Только не перегните палку, чтобы не вогнать человека в глубокий внутренний кризис, о котором вы будете лишь догадываться. Он даже может начать тенью бродить за инструктором, ловя каждое слово, из страха несанкционированно проявить инициативу. Если ваш прилежный ученик начнет реагировать тихой истерикой на любое слово, будь то похвала или замечание - вы с ним "приехали". Главное при обучении Отличника - открыть для него радость самого научения как такового, процесса познания нового. Ключевое слово здесь - без давления авторитета! У него и без сенсея в голове полный зал суда со свидетелями, прокурорами, мигалками и овчарками.

Такт и еще раз такт! Такого человека не стоит заставлять выполнять ваши задания. Собственно, он и сам охотно берется за работу, прикладывает при этом максимум усилий. И если уж затруднения подобного ученика становятся видны - настал момент помочь, объяснить, возможно - облегчить ему задание, и уж точно - не торопить. В конце концов, если все получается с первого раза - это тоже диагноз.

 

familyman Семьянин 

Ты мог быть героем, но не было повода быть

В. Цой

Этот человек ходит в однажды выбранный зал регулярно, почти образцово. Но особенности выбранного стиля его волнуют мало. Он почти не стремится ни к внешним знакам отличия, ни к соревнованиям. Эффективность собственной техники интересует Семьянина скорее формально. Почему он продолжает ходить в зал? Да просто потому, что когда-то по каким-то обстоятельствам привык. Привык бы сильнее к бассейну - ходил бы в бассейн. Именно эта его черта, нежелание менять то, что устоялось, определяет его поведение.

Для того, чтобы выделить в своем графике время на зал, он должен четко обосновать реальную, измеримую, а не просто ощутимую пользу. Польза состоит в:

- общении с единомышленниками

социальная общность, к которой приятно себя причислить и о которой можно (не без гордости) упомянуть на какой-нибудь встрече одноклассников,

- радости за себя и за свои достижения при просмотре боевиков,

- и поддержании общего тонуса и веса

хотя бы в минимально "приличном" виде.

Поэтому Семьянин будет всегда рад умеренным физическим нагрузкам: вот она, самая настоящая польза! Ката так ката, отжиматься так отжиматься - без особой разницы, все равно, раз это прямо или косвенно относится к БИ. Даже если он сомневается в инструкторе, он не станет ему долго перечить. Рассматривая в зеркале торс, который без походов в зал неизбежно и окончательно расплылся бы, он чувствует, что время ушло не зря. Идеальное БИ для Семьянина измеряется лишь двумя критериями: что не в ущерб ни семье, ни работе.

БИ для него, кроме физической прокачки, небольшая отдушина - то, что связано с ностальгией о ранней юности. Тогда, когда солнце было ярче, а девушки приветливее. Если бы не БИ, Семьянину пришлось бы признаться себе, что он по уши в рутине, и, возможно, что-то кардинально менять. А так внешне все в порядке - он же вроде делает все, что хочет. Кроме того, что немаловажно, можно выкроить для себя несколько часов и метров на балконе (что бы кто бы там не требовал): ведь БИ - это святое и наше все.

Тренировкой ставится приятная и заслуженная "галочка" - мол, на этой неделе посамосовершенствовался, и можно с чистой совестью расслабиться. Вряд ли Семьянина заинтересуют длительные ретриты, самостоятельная отработка техники - ведь это требует совсем другого уровня вовлеченности. Но зато он подолгу и с удовольствием может выбирать снаряжение, искать в Инете ролики с разными техниками, пересматривать отрывки любимых фильмов.

Как партнер при наработке техники Семьянин - просто находка. Ему не нужно вам что-то доказывать, убеждать, побеждать - он этим сыт по горло дома и на работе, а сюда пришел за часиком покоя. Смело отрабатывайте с ним проблемные элементы, общие места - он за все годы занятий получил хорошую базовую технику, которую не хочет терять. Семьянин будет всегда рад сотрудничеству, не устанет вежливо поправлять огрехи движений. И будет неизменно уклоняться от жесткого соперничества - не потому, что слаб или напуган, а потому, что это его мало интересует. Пожалуй, единственный необычный момент - его страсть к вычурным многосложным приемам "как в том фильме". Ну что же, пусть разок попробует выполнить, у вас не убудет, правда?

Женская ипостась Семьянина - Домохозяйка. Кажется, тут все ясно. Обеспечивает количество человек в зале, ходит более-менее регулярно. Ну, кроме тех случаев, когда муж, дети и дни рождения подруг.

Почему боевые искусства? Так ведь в соседнем дворе. И дешевле фитнеса. Ведь фигура же. Повод лишний раз выйти "в люди". Ну и вроде как модно. Комментарии друга мужа во всяких там контактах. Итого, основная мотивация - близость к дому в соотношении с уровнем оплаты.

Делает все то же, что и все, в меру старательно - в тех объемах, которые, по ее мнению, полезны для здоровья. Генерирует возню в раздевалке и смешки в задних рядах. Касаемо Домохозяйки - сенсей есть сенсей уже тем, что регулярно что-то там показывает. Излишне говорить, что не стоит ожидать глубокой увлеченности от человека, который более всего заинтересован в... подтянутых ягодицах.

Инструктор может не переживать, что Семьянину станет неинтересно или скучно. Наоборот, ему нравится именно процесс наработки - это шанс расслабиться, успокоить ненадолго мысли. Это не тот человек, которого обязательно соблазнять эффективностью, новизной. Для Семьянина четко делится то, что на тренировке, и то, что вне тренировки. Выходя из зала, он с легким вздохом снова становится серьезным гражданином, отцом, директором и т.п., и с этой серьезной взрослой жизнью БИ вяжется мало. От него не нужно требовать подвигов или максимализма. В то же время, Семьянин обрадуется, если ему делегируют незначительные оргвопросы или поддержание традиции коллективного похода куда-нибудь. Короче, подготовка к тренировке для него порой важнее, чем сама тренировка.

Если зал будет закрываться - именно Семьянин будет ходить до последнего, уточнять, перезванивать. Но пусть сенсей себе не льстит: его мотив - не преданность, а юношеские мечты о другом себе. То, что осталось от подросткового идеализма, чуть тлеет под повседневными обязанностями, и требует хотя бы пары часов свободы в неделю.

Именно эту категорию учеников сенсею, в случае, если приходится прекратить тренировки, легко передать приемнику "в нагрузку" к залу, они хорошо поддерживают массовость.

 

teacher

Воспитатель 

...борется с чрезмерными трудностями за какое-либо общее благо и в заключение побеждает, но при этом плохо или совсем не вознаграждается.

Ф. Ницше

Этот человек, как правило, уже где-то чему-то учился. И быстро учится прямо сейчас, по ходу дела. Но почти наверняка у него будет весьма узкая специализация, "заточенная" под его особенности, и нежелание отказываться от пары "коронок".

Что делать, если вы ученик и оказались с ним в паре?

Итак, ваш добровольно-принудительный Воспитатель:

1) любит делать то, что у него самого получается естественно и спонтанно;

2) терпеть не может нарабатывать ну хоть что-нибудь, что ему сомнительно или неясно;

3) и совершенно не переносит указаний, что его подходы здесь не приняты.

Он человек битый, и сам не станет грубо лупить учеников в открытые места, чтобы доказать превосходство. Но зачем-то сообщит, что, например, в боксе бьют таким-то образом, и что этот блок от боксера не поможет. В ответ на ваше робкое замечание, что здесь не бокс, что это формальное упражнение и почему бы не атаковать так, как велено, буркнет: “Ога, зачем думать?” - и двусмысленно хмыкнет.

Вы предложили упрощение? Согласится, но без энтузиазма (“запомнишь так – тебе же хуже”). Вы исполнили прием неважно? Сразу же начнет поправлять, объяснять и показывать, даже если вам это глубоко безразлично. У вас получается лучше, чем у него? Начнет просить вас сто раз повторить медленно, будет задавать ненужные вам вопросы про стойку, дыхание. Но даже когда поймет, в чем было дело – опять начнет вас “улучшать”. Сенсея Воспитатель особым авторитетом для себя не считает, но когда тот подойдет к вашей паре взглянуть, как идут дела, тут же все вам испортит. Например, прокомментирует: “Вот, сейчас мы отрабатываем то-то и то-то, но получается плохо,” - или удрученно обронит про вас: “Он меня не достает ударом”.

Хочет ли он действительно чему-то научиться здесь? Трудно сказать. Пока он еще присматривается к школе, и не решил для себя окончательно. Он явно видел хотя бы пару разных стилей, но носится со своей узкой специализацией, постоянно ее дополняя и шлифуя. Он просто не хочет наобум соваться в новое, неизведанное, а значит, будет тайно, явно, осознанно и неосознанно перепроверять то, что ему пытаются дать. И даже саботировать часть рекомендаций. Неудивительно, что он предпочитает соперников, которые кажутся неагрессивными и готовы к разговорам, проверкам и даже придиркам.

Так что же с ним делать? В общем-то, радоваться: если вы способны учиться не только у сенсея, вам повезло. Главное, не бить по больному: “ты-то кто такой? Заткнись, а хочешь учить – сдай на дан и собери свою группу!”. И тогда этот человек будет вам полезен. Его главное желание - убедить себя, а следом и других, что он чего-то да стоит, методом бесконечных проверок техники в разных ситуациях.

Учитесь! Вам дают? Берите, тем более что это совершенно бесплатно. В конце концов, сам Воспитатель платит сенсею за возможность отрабатывать свои штучки на ком-то вроде вас. Работайте спокойно и сосредоточенно, с чувством доброжелательного внимания, а в паузах задавайте ему любые сложные вопросы, и пусть старается для вас. Продемонстрируйте желание учиться, поблагодарите, признайте его вклад в ваше воспитание. Вы многократно окажетесь в выигрыше:

1) научитесь кое-чему неожиданному для вашего зала;

2) увидите проблемы и стереотипы выбранного вами стиля;

3) и пусть человек спаррингует не просто так, а в интересах дела - благородного дела обучения вас, любимого, боевому искусству.

Помните при этом, кто хозяин в зале. Наставник должен быть один. Помните об этом и (мягко!) не позволяйте Воспитателю произвольно рулить процессом. В конце концов, если бы вы хотели пойти на другое БИ – вы бы пошли туда, не так ли?

Комментарий для инструктора. Воспитатель ставит сенсея на одну доску с собой, т.е. заранее воспринимает себя не намного хуже. Если за этой уверенностью нету ничего, кроме самомнения, Воспитателя легко будет «приструнить» во время первого же спарринга, а затем заинтересовать всем, что против него сработало.

Но если за этой уверенностью стоит солидный стаж в другом направлении, Воспитатель рискует стать проблемой, особенно для неискушенного инструктора. В таком Воспитателе нет преклонения ни перед авторитетом, ни перед статусом, если они не подтверждены практикой. В этом его главное неудобство для нового зала – он пока не проверит, ни за что не поверит. Наиболее драматично это смотрится, когда человек из прикладного стиля заглянул в спортивный клуб.

Воспитатель не только сомневается во всем сам, он предлагает свои выводы другим. Любимое его занятие – раздвигать рамки условностей. И если эти другие, чувствуя его превосходство, начинают "делать как тот парень", у инструктора есть минимум три пути:

1. Недвусмысленно и громко напомнить самому умному, что он пришел сюда учиться, и потребовать от него жесткой дисциплины. Это поможет Воспитателю быстро очистить от себя зал. Но возможны побочные эффекты:

- группа не запомнит деталей, однако у всех отложится, что приходил кто-то, заставивший сенсея дергаться и нервничать (с чего бы это?);

- если такие ситуации бывали чаще одного раза, инструктор уже создал себе определенный имидж;

- "коронки" Воспитателя еще долго будут вспоминаться тем, на ком он их применял, обрастая мифами и легендами, а вот методика их наработки останется за скобками;

- сам Воспитатель вряд ли придет в восторг от остракизма, и практика в этом зале ему полезна будет минимально – а ведь он, как не крути, ученик, за которого инструктор взял на себя ответственность.

2. Просто подождать, пока тот сам уйдет:

- если инструктор словом и делом не убедит Воспитателя, что система эффективнее того, с чем Воспитатель пришел, он быстро получит представление о школе, заскучает и тихо исчезнет. За это время он и внесет деньги за аренду, и с удовольствием покажет всем желающим альтернативные техники, и повозится с новичками. И, кстати, успеет почерпнуть что-то полезное для себя, сохранив о сенсее неплохие воспоминания.

3. Без громких слов продемонстрировать преимущества свой техники: 

если это получится, то Воспитателю удастся-таки проникнуться искренним уважением, и именно из него в небольшие сроки может получиться хороший, толковый помощник.

 

berserk Берсерк 

Только на душе шрамы в три ряда от такой простой работы – жить

"Алиса"

Признаки, по которым нетрудно опознать Берсерка, бросаются в глаза и не зависят от пола и возраста. Он входит в зал молча, печатая шаг, глядит мрачно, здоровается отрывисто, швыряет предметы, хлопает дверьми. У него лицо человека, который прямо сейчас готов всех порвать. Если это мужчина, вы захотите спросить у товарищей, давно ли он вышел под расписку о невыезде. Если девушка - скольких она уже искалечила после вопроса "как дела".

Вероятнее всего, этот человек мучается комплексом неполноценности - на незначительной, для стороннего взгляда, почве вроде телесных недостатков или социального статуса - и пришел в зал самоутверждаться.

Это не значит, что перед вами отморозок. Берсерков исправно поставляют в мир как раз благополучные слои населения. Это может быть, скажем, мелкий менеджер, какая-нибудь аспирантка, работник сервиса – но в любом случае, его жизнь его тяготит. Он развит физически, но чрезвычайно непластичен, поскольку годами живет в состоянии мышечного спазма, и на рекомендацию “просто расслабиться” и получить удовольствие реагирует хмурым непониманием.

У него тяжелая поступь, жесткий и рваный ритм движений, и когда он наскакивает, как Железный дровосек, даже самому отважному может стать не по себе. Партнера он воспринимает как врага, снаряды – как коварных предателей, поэтому часто получает много травм, которыми, впрочем, гордится. Ведь чем серьезнее травмы – тем осязаемее его мужество, тем неоспоримее бесстрашие. Ряд психологических проблем не позволяют ему получать наслаждение вне проявления деструктивности. Как правило, картина дополняется отсутствием удовлетворяющих тактильных контактов вне зала, так что увещевать его не травмировать себя и вас бесполезно. Тренировка без синяков ему не тренировка.

Наконец, главный признак этой категории обучающихся - стремление победить. Любой ценой. Кого угодно (точнее будет сказать, хотя бы кого-нибудь). Победить даже в ситуации, когда сам вопрос о победе или поражении не стоит и стоять не может. Например, при выполнении подготовительного упражнения - даже не спарринга! Участвуют ли в этом соревновании, которое он сам для себя выдумал, остальные, Берсерка не интересует в принципе - ведь он будет под адреналиновым коктейлем, пока полностью не выдохнется.

К сожалению, он не видит реальных потерь в виртуальной битве со всем миром. Подобный типаж срывает отработку, стремясь сразу к быстро-жестко. Даже ценой ощутимого снижения качества, поскольку очевидно, что недоделанное упражнение обедняет его. Скованность - еще одна проблема: с таким партнером практически невозможно "течь", нарабатывая связность и логику перехода от одного движения к другому. И вот он, проигрыш чистой воды - он делает недоступным для себя огромный спектр движений!

Берсерк часто сам страдает, неловко подставившись или злонамеренно "упершись рогом" в пылу борьбы. Сенсей выступает арбитром, партнеры чувствуют себя виноватыми, Берсерк сначала мучается от боли, а затем гордится травмами - никому не скучно.

Наконец, овладение парой базовых приемов на фоне социальных комплексов и издержек воспитания дает опасный продукт, который особенно неприятен при отсутствии тормозов и при склонности к переключениям от садизма к мазохизму. Если хватит ума, Берсерк способен оценить возможность общения на равных и войти во вкус обучения как постижения нового - в первую очередь, о себе самом. Культурный и адекватный человек такого склада вполне обучаем, причем сильная воля - если не сказать, упертость - позволяет ему стойко выдерживать психофизические нагрузки БИ.

Вне тренировки, скорее всего, этот человек постарается казаться подчеркнуто дружелюбным (так, как он сам понимает дружелюбие), но везде, где он почувствует хоть немного соперничества, вы натолкнетесь на плохо скрываемое яростное помрачение.

Как спарринг-партнер - терпимый вариант для отработки, посредственный - для наработки. Следует сохранять эмоциональную выключенность из навязываемой Берсерком конкуренции. Что делать? Не играть в его игру. Не включаться в ситуацию соревнования - прежде всего, внутренне. Если вы сильнее, то он зауважает вас и охотно воспользуется возможностью научиться тому, в чем вы (но он убежден, что до поры до времени) сильнее его. НО! Если вы объективно слабее (серьезно уступаете ему в стаже практики, в весовой категории), то работать с Берсерком трудно, почти невозможно. Не становитесь с ним в пару, а если так все же вышло - не стесняйтесь громко сказать о проблеме. А не то будете стесняться уже у доктора.

Женский вариант Берсерка - Бой-баба. Бескомпромиссно борется с проявлениями женского начала. Будет вгонять мужиков в краску словечками и подбором анекдотов (можете запоминать, чтобы потом шокировать приятелей в бане).

Двигается резкими скачками, бьет размашисто и мощно, груди стесняется как врожденного порока. Стремится по всем силовым показателям обогнать мужскую часть занимающихся, и с презрением относится к "хилым". Если краснеет, то только от ненависти. Маникюров не носит, и ни себя, ни противника не бережет. С дикой яростью кидается в атаку, и тут мужчинам приходится быть вдвойне осторожными - за себя и за нее. Ведь, несмотря ни на что, в мужских глазах она все-таки женщина - как бы сильно она не била сама, психологический блок не дает полноценно ее ударить. Обнаглев от безнаказанности, Бой-баба, с одной стороны, злится, если с ней не дерутся "серьезно". А с другой - манипулирует принадлежностью к слабому полу, забывая о ней в момент собственной агрессии, и мгновенно вспоминая (часто - с переходом в пограничное состояние), когда нарвется на серьезный удар.

Примечание для инструктора. Пусть не самый одаренный, но, по крайней мере, стойкий и верный ученик, который молча работает и не капризничает.

Основной вред от подобного ученика - он максимально затрудняет работу партнерам, для которых отработка техники превращается в бесплодные попытки хоть как-то отбыть тренировку. Хуже всего, если при этом Берсерк просто забивает более слабого партнера - за этим нужно следить особенно пристально. С более сильным же он в азарте начинает нарушать установленные правила - использует неоговоренные техники, в медленном бою наращивает скорость и т.д. Так что целесообразно все время мониторить его действия в зале. После предупреждений проблема все еще актуальна? надо сразу гнать от тех, кто слабее. Если только вы, как методист, не достигли таких высот мастерства, что готовы давать уроки хождения по воде.

Лучше всего Берсерк учитывает чужие слабости в положении "мордой в ковер" + руки-ноги на болевых. Если вы будете мягким с позиции силы, есть шанс, что он искренне проникнется вашим мировоззрением.

Что касается Бой-бабы - такт, но твердая уверенность в том, что у противника не важен ни пол, ни возраст. Если на вас полноценно нападают - необходима и полноценная защита, а не только мягкие уходы. Тем более, что она ни во что не будет ставить партнера по залу, который "слабее", чем она. Но ставьте на место без мщения и без садизма - ведь именно садизм и мщение создали подобный экземпляр. Если тактичная, но твердая линия поведения будет выдерживаться в зале строго, возможно, со временем Бой-баба перестанет видеть вокруг скотов. Если не во всех, то хотя бы в товарищах по группе на те часы, что длится тренировка.

Еще одна сторона Берсерка - не сдаваться, любой ценой добиваясь своего, в том числе, в деструкции самого себя. Поэтому, если сенсею его не жалко, именно Берсерка гоняют в качестве примера при "физухе", показухе и используют во всех массовых мероприятиях.

Продолжение (VIP, КГБшник, Подросток, Warlord, Тяжеловес): часть вторая >