Дорогие друзья! предлагаю вам конспект двух наших встреч для работы с концепциями Ж. Лакана, Сл. Жижека, М. Хайдеггера и др. применительно к современной медиасфере. В Лекиаре мы рассматривали все то, чем в Сети заполнияется зияние, болезненный раскол медиасубъекта, уделяя внимание ключевым означающим и психологическим механизмам построения виртуальной Реальности. Одним из главных предметов рассмотрения была и сама Всемирная Сеть как среда обитания современного субъекта психоанализа.
Лекиар №1 мы провели дважды; общая канва, намеченная структура работы сохранялась, но встречи получились разными, каждая - по-своему интересной. Участники привносили свои ожидания, свои взгляды. Схема лекции, безусловно, присутствовала
исходя из уточнений после встречи 1.1 я поняла, что некоторые специфические формулировки лакановского дискурса нуждаются в более подробном освещении - и на встрече 1.2 мы уделили им дополнительное внимание - благодарю каждого участника, высказавшего свои пожелания о формате!
но важными были и примеры, дополнения в связи с настроением и вопросами всех присутствующих. Благодарю за включенность, погруженность в материал и неожиданные точки зрения, на которые нас выводили вопросы!
приятно было вновь увидеть (и услышать!) знакомых по летним Чтениям в киевском Музее Сновидений
В самом общем виде часть тезисов Лекиара была мною представлена на Международной научной конференции "В поисках утраченной реальности. Проблема реальности в современном гуманитарном дискурсе" (15-16 ноября 2012 г.) в рамках доклада. На Лекиаре (22 ноября 2012 и 12 декабря 2012) мы располагали целым вечером, поэтому была возможность подробно раскрыть намеченные темы, привести много примеров, детально обсудить и оценить аргументацию. После каждого из событий мне адресовывали просьбы: сбросить либо выложить тезисы по теме ЛАКАН+МЕДИСФЕРА. Чтобы этой опцией могли воспользоваться все желающие, предлагаю свой конспект.
конечно, текст - 2D проекция живого участия, он лишен непосредственности и наглядности устного доклада. Все же надеюсь, такого рода публикация поможет заново пройтись по основным вехам всем, кто может быть в этом заинтересован
Медиасфера + Лакан
ПОНЯТЬ ВСЕ
ЛЕКИАР №1 (1.1, 1.2) декабрь 2012
1. Введение
Лаканизация - формат работы с ключевыми концептами дискурса Лакана
применять к реальности медиасферы
вопросы, которые реальность ставит перед субъектом
сфокусироваться на самых проблемных, дискуссионных и наименее изученных ее частях - Всемирной сети.
Человек создает все по своему образу и подобию.
Медиасфера - не исключение. Медиасубъекты и медиаобъекты можно рассматривать в психоаналитической логике.
зная среду жизни современного субъекта - понять его означающие.
2. Тезисно темы:
1. Поколение глобального контента
2. Кризис перепроизводства контента как пустая речь субъекта
3. Экспертные секторы Интернета в борьбе за целостный объект и
4. Антропологические теории Клода Леви-Стросса сегодня
5. Бессознательное Сети и формирование дискурса Рунета
6. Феномен Лаканомики
3. проблематика и определение
4. в конце ХХ века - о СМИ и о тексте,
сейчас все термины дополнились приставкой - медиа.
меньше текста, но везде появляется медиатекст.
Новые отрасли - медиапсихология и медиалогия (médialogie) - попытки анализа и системы мониторинга СМИ.
5. История темина media (из латыни),
близкие по звучанию и смыслу древнегреческие, санскритские корни (mésos, mádhya),
значение, близкое "посредник"
6. варианты формулировки определения
Герберт Маклюэн - в качестве внешнего расширения человека любой объект.
обмен данными, в котором важны формы реализации передачи информации.
Выбор средства коммуникации определяет изменения
Выбор тех.средств как часть коммуникативного акта.
7. Второе - Д. Шаронов (МГУ):
среда медиакультуры (субъект)
8. Третье определение - в логике дискурса Ж. Лакана
соотношение дискурсов Господина и Истерика
Медиа формируются взаимодействием между дискурсом Господина (порталы, организации) и дискурсом Истерика (пользователи, которые производят манипуляции с контентом).
Симв. атрибут власти: баннхаммер (прим: Мьелльнир).
контент ограничен модерацией, аналогом сверх-я, и тех. возможностями площадки.
Взгляд модераторов ресурса / границы желания. Дискурс - организация означающих.
9. Дискурс Господина задает субъекту структуру
хозяин медиаплощадки. Символическое: аккаунт
- суть раскола: желания юзера / власть модератора
Скольжение означающего над означаемым
10. резюме определений
11. Медиапространство как наслаивание
упрощенно пример сегодняшней интеракции
древняя магия медиумического присутствия реализована пучком проводов, что не делает ее суть менее загадочной
что особенно актуально сегодня?
12. Общие мировые тенденции медиасферы
Больше он-лайн присутствия, меньше бумаги, больше экранов
увеличилось число подписчиков блогов,
в электронной версии
новости он-лайн, больше мобильности, больше социальности
13. Кем бы был Жак Лакан сегодня?
наряду с клинической практикой и преподаванием сегодня Лакан был бы модным блоггером.
подобный текст назывался бы, скорее, Réseau informatique.
жизнь виртуализируется
14. статистика Интернет (соц. сети)
за сентябрь-октябрь этого года.
зарегистрированные / каждодневно и непрерывно
кто проводит в Интернете больше 2х часов в день
15. пирамида (таксономия Блума, 1956)
снизу вверх - объясн. и прим.
Сохранение
Понимание
Применение
Анализ
верх пирамиды состоит из оценки и синтеза
16. субъекты медиасферы
17. средства доступа к инфопространству
За счет технических средств тело разрастается
(Прим. и илл.: киберпанк, меха аниме - трансформеры, вольтроны и т.д. ...)
Менее экзотично и незаметно меняется повседневность. Передвигаясь, мы учитываем размер наушников, торчащие из нас провода, наощупь нажимаем на клавиши устройств, рассчитываем разговоры на время дозарядки
18. Формируется расщепление
амбивалентность здесь-и-не-здесь
здесь и везде можно вытеснять либо игнорировать, регрессируя в наслаждении ее плодами плоды (пример).
19. - емкость хранения и скорость обработки информации растет экспоненциально.
Закон Мура (Intel): количество транзисторов, размещаемых на кристалле интегральной схемы, удваивается каждые 2 года [сейчас бал правит многоядерность]
пример: те, кто регулярно отключает смартфон
- Базы данных связываются между собой всеми доступными способами - кредитки, аккаунты, заказы, звонки соединяются в одно медиатело
- GPS, Skyhook, координаты по WI-FI ...
- даже конвертация видео в текст
- реклама таргетирована до абсурда
- штрих кода, распознавание
готовые QR коды
На илл. - версии QR кода (анализ от первой до актуальной, сороковой)
Субъект стремиться полностью погрузиться во взгляд Другого, чтобы наполниться его вниманием.
20. мультимедийность как эффект синергии воздействия и восприятия в интеракции
21. Функции: Инструментальность
(прим.: даже настройки по умолчанию - оставить их - ваш выбор).
Экстенсивность
(прим.: блютус гарнитура. Другой прим.: постоянная проверка обновлений в аккаунте).
Коммуникативность - выбор сегмента Сети
Интерактивность – ее критерии
22. Коротко - выводы:
Медиасубъект расколот, состоит из слабо интегрированных элементов.
окружен хаосом медиасреды
Если Вы не хаотизируете вокруг себя медиапространство, не создаете круги на воде, ненормальным сегодня считаетесь Вы
Как ориентироваться в хаосе, есть ли в нем структурные закономерности?
23. Вслед за Славоем Жижеком - об использовании дихотомии интерактивность/ интерпассивность
обращение к физическому понятию энтропии и лингвоанализ
анализ Сетевых процессов
негэнтропийный принцип теории информации
поглощение данных окружающей среды
24. динамическое качество информации
критерии жизнеспособности системы
проблематика некритичного восприятия цензурированной информации
кот Шредингера и следование за Другим (непосредственное принятие своего Реального)
как это происходит в медиасфере
25. График: как эра телевиденья стала эрой Интернета
О пассивном телепросмотре (в работах Сл.Жижека: рассмотрение проекции)
Ранний Интернет (web 1.0) как децентрированная и антииерархическая структура
требование гетерогенности соединений в ризоморфных конструкциях.
(прим. из: эхо-конференции, фидо, первые чаты и первые персональные страницы).
Глобальная сеть Web 2.0
наличие/отсутствие центрального пункта, контролирующего информационные потоки
Ризома определяется непредсказуемостью ее будущих состояний
Интернет парадоксален, пока выходит за границы знания (доксы).
Делез и Гваттари: множественность, которая неизвестно что влечет за собой
Деррида: структурная невозможность "закрыть сеть" и "фиксировать ее плетение"
креативный потенциалом самоконфигурирования и номадические презумпции как дикий, творческий потенциал (Гваттари и Делез)
эра, когда большинство пользователей не знало слова "троллинг", а имиджборды имели относительную элитарность
переход к рассмотрению эры Web 3.0.
26. Второй пункт беседы
кризис перепроизводства контента
27. характер нехватки: юзер может увязнуть во всем, кроме искомого
разные проблемы нехватки
28. Вот что это означает фактически
29. Подходы М. Хайдеггера
Selbst - Rede
Das Man - Gerede - безличен
бесконечная ретрансляция
30. Монетизация линков и требования копирайтеров
попытки упорядочения первичного хаоса.
стихийная переоптимизация, граничащая с обсессивностью
сателлиты, дорвеи, линкопомойки, инфоленты, транслирующие друг друга
площадки для линкинга
лавинообразный рост кросс-линкинга и таргетирования рекламы
увеличение энтропии
К выделению каких структур это привело
31. Неизбежно возросла роль тех, кто занимался сегментированием и упорядочением.
глобальные воплощения дискурса Господина
родительские репрезентации
32. Поисковые гиганты.
(прим.: гугл и яндекс мать и отец)
Другие, которые предлагают перейти к
целосный воображаемый образ как универсальный аккаунт
Как они это делают
33. Реальность Web 3.0 - консолидация сегментов Интернета в единое медиапространство
Вам будут предлагать то, что отбрано для подобных вам
поведенческие схемы
виртуальное присутствие как электрон на орбитали
(прим.: формы присутствия в Windows 8)
34. интеграция различных сервисов и сайтов с соцсетями
поисковые гиганты и региональные почтовые системы
Заранее известно все, что вам понадобится
(прим.: сравнение - скриншоты старых сервисов)
35. сбор информации о реальном субъекте для конвертации в медиасубъект
Информация пользователя и о пользователе хранится
внешние серверы
история веб-поиска
(прим. в СЕРПе /Search Engine Result Page/)
Что происходит с этими данными дальше
36. Рабочие инструменты для пристежки дискурса Господина к ткани реальности
как медиасубъект попадает в жестко структурированное пространство Веб
штрафы Google за монополизм, за полулегальные операции с данным
серьезные проблемы
37. Группы - проблема «неканоничных» результатов поиска
(прим. от Гугла: если вы искали "калина+чай", то позже вам будут реже показывать "калина+верба" или "лада-калина")
система отключает аудиторию по мере накопления статистики
кому адресуются результаты и реклама
38. SkyNet - Сеть, вводящая человечество в Апокалипсис
в Сети хранится все, что может характеризовать субъекта
современная паранойя
при клинической практике психоанализа, в работе с теми, кто страдает от таких представлений и чья тревога не наигранна
39. главные опасения: что было (80е) и что стало (предположительно ближайшее будущее)
любая активность (он-лайн и не он-лайн)
40. WWW и грид-Сеть
среда способна виртуализировать процессоры, память и коммуникации
41. ее перспективы
гигантский мультипроцессор, обладающий практически неограниченными вычислительными возможностями.
основные ресурсные элементы
важнейшая инфраструктурная составляющая – высокоскоростные сети
42. итоги этого пункта
43. Постановка вопроса: БСЗ (бессознательное) в медиамоделях
44. дополнить основные положения теорий Клода Леви-Стросса соображениями об Интернете
с этими выводами вернуться к нашему второму пункту - к проблематике субъекта медиасферы
45. знакомая таблица, но с дополнениями
ограничения: выдержать присутствие
Тотальная интерактивность как современный миф
проблемы качества контента (ре –пост, -твит, -райт, фолловинг…) и поиска контента (личные схемы)
способности и частота использования технопридатков
фантазмические представления юзера
перенаправление либидо и влечений
эмоциональная и аффективная заторможенность - спутник веб-серфера (прим.: фап на гуро)
К чему это приводит? В погоне за сверх-функциональностью
НЕ ОСТАЕТСЯ СИЛ НА РЕАЛЬНОСТЬ, НЕ ГОВОРЯ УЖЕ О СВЕРХ-РЕАЛЬНОСТИ
46. Дополнение к графику: перспективы WEB 3.0 с учетом всего сказанного выше.
Проблемы нового этапа
дауншифт, ретрофутуризм, эскапизм
47. Еще один вариант постановки вопроса: БСЗ (бессознательное)
48. Где же “БСЗ Интернета”?
49. На наших глазах - тех, кто эти годы наблюдал за структурообразующими процессами в Рунете - ряд Интернет суб- и контркультур был выведен в сознательное большинства сайтов и проработан
(примеры: борды, упчк, баш, луркмор и т.д.)
А упало - анонимности больше нет, Б пропало - правила изменились, что осталось? Правильно, I.
Конкретнее, I2Р
50. какого рода Сеть схожа с БСЗ
хранение данных и их извлечение при помощи ключа
высокий динамический потенциал при анонимности и децентрализации внутренних процессов
вопрос контроля над всей системой.
даже для участника требуются усилия, чтобы узнать, что именно он хранит
БСЗ: возможности изменения формы, возможности изменения структуры
51. тема: феномен Лаканомики
52. тематика "Лакана" на неспециализированных медиа-площадках
проблема критики и рецензирование
53. Девальвация ряда понятий
(прим.: комментарии к статьям)
особая субкультура groupie и качество контента
нужно ли избегать неизбежного? это закономерно и ритмично, как морской прибой
54. Масштаб явлений
енкома-триптих: "Как учат Жижек и дедушка Лакан"
55. Выводы
Когда мы говорим о медиасфере, мы говорим о гибкой, динамичной среде, в которой первостепенную важность имеют технические средства передачи информации.
Сеть репрезентует новизну, простор, свободу.
Мы склонны думать, что в Интернете мы интерактивны, но если мы бездумно выбираем первые предложенные результаты поиска и настройки по умолчанию - мы интерпассивны.
Поскольку Интернет - расширение человека, в поисках реальности мы не можем выйти за рамки тех проблем, которые актуальны для любого расщепленного субъекта.
Но прямо сейчас мы можем проследить, как в очередной раз будет поддаваться символизации наслаждение медиасубъекта и его синтом - Сеть.
56. Спасибо за внимание!
ВОПРОСЫ?
ВОПРОСЫ!
ВОПРОСЫ,
ВОПРОСЫ...
И ОТВЕТЫ:)
57. Интерактив (1.1): виртуальные аддикции
- характер нехватки
- работа с психикой
- в чем наслаждение геймера?
Ссылки, основные источники, литература
McLuhan M., Understanding Media: The Extensions of Man. — N.Y.: McGraw Hill, 1964.
Шаронов, Д.И. О коммуникативном смысле медиатизации //Вестник ВГУ, 2008. - №2.
Dickson A., Prichard C. Leadership in Fragments – a Lacanian analysis of the CEO media interview // International Society for Psychoanalytic Study of Organisations, 2011.
Lacan, Jacques, Séminaire XVII, L’envers de la psychanalyse [1969-1970], éd. du Seuil, P.: 1991.
Лакан Ж. 1969/70: Изнанка психоанализа. – М.: Гнозис/Логос, 2008.
Lacan, Jacques, Télévision, éd. du Seuil, coll. « Le champ freudien », P.: 1973.
Лакан Ж. Телевиденье. - М.: Гнозис, 2000.
Lacan, Jacques, Séminaire XX, Encore [1972-1973], éd. du Seuil, P.: 1975.
Данные Pew Research Center, september 2012 - Trends in Regular News Sources
Результаты исследований медиарынка ОСЕНЬ 2012 : RIW–2012, Cybermarketing 2012
Bloom's taxonomy of Internet 2010 University of Southern Indiana
Steven Rambam - Privacy A Postmortem («Privacy is Dead - Get Over It») HOPE July 2012
Information technology in culture http://inftinculture.blogspot.com/
Жижек, С. Интерпассивность. Желание: влечение. Мультикультурализм / С. Жижек. – СПб. : Алетейя, 2005.
Erwin Schrödinger's world view: the dynamics of knowledge and reality / ed. J. Götschl. — Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1992.
Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация. – М.: Мир, 1966.
Мазин В.А. Введение в Лакана. — М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2004.
Хайдеггер М. Бытие и время. - М.: Ad Marginem, 1997.
Report on dangers an d opportunities posed by large search engines, particularly Google, H. Maurer (Ed), Graz University of Technology, Austria, September 30, 2007.
Ian Foster, Carl Kesselman, Steven Tuecke. The Anatomy of the Grid. Enabling Scalable Virtual Organization // Cluster Computing and the Grid, 2001.
Claude Lévi-Strauss. MYTHOLOGIQUES. - Paris: Éditions Plon, 1964.
Weber S. Das Google-Copy-Paste-Syndrom, Wie Netzplagiate Ausbildung und Wissen gefährden, Heise, Hannover, 2006.
Регистрации на Лекиары происходят на сайте Музея сновидений. Учтите, пожалуйста, что количество участников ограничено. Будем рады вас видеть на новом ЛЕКИАРЕ №2: тело + ЕДА + психоанализ!