perenos-trenirovkiБолтливость или внезапная скованность, раскрытые объятия или гнев... Единственное, что объединяет такие разные проявления эмоций - их источники трудно объяснить тем, кто их испытывает. И самое интересное, весь этот спектр чувств предназначается не совсем тому, на кого направлен. Точнее - совсем не тому. Иногда достаточно мелочи, чтобы запустить цепную реакцию - детали внешности, дежурного проявления внимания, или, наоборот, пренебрежения - и обрушивается лавина любви либо ненависти.

Как правило, обожание или гнев - те чувства и реакции, которые ранее тщательно сдерживались по отношению к тому, на кого вы похожи, но не к вам...

Что делать инструктору в ситуации, когда он является объектом сильного переноса?

Лучше, конечно, честно признаться себе в природе всех этих чувств учеников. Не льстите себе - это все не к тем, кто в зале есть, это все направлено к тем, кого в зале нет. Четко осознавайте, что большинство и горячих похвал, и слезных (само)упреков направлены не на вашу личность, а сквозь вас - Другому. В данном случае вас воспринимают как объект.

Ученик, пока полностью не осознал характер своих проблем, до конца не отдает себе отчета в том, что делает. Можно считать, что он мечется в тумане, натыкаясь на все острые углы, и в определенном смысле беззащитен. Не надо "наезжать" на ученика - чем сильнее он проявляет по отношению к вам неуместные эмоции, тем тяжелее ему (было) взрослеть.

Только не бейте того ребенка, которым был\есть ваш ученик в подобных ситуациях. Помогите ему по мере сил и возможностей разобраться в том, к кому на самом деле он имеет претензии. Но - тактично, вежливо, и при удобном случае.

Помните: перенос длится столько, сколько он подпитывается неопределенностью ситуации, спутанностью восприятия.

fight-transferО тех, кто пользуется трансферами в корыстных целях осознанно, я не пишу, они не стоят истраченых на них чернил. Все же, даже изначально имея самые честные намерения, поддаться зачарованности соблазном легко. Даже внешне стойкий человек может почувствовать определенную заманчивость в том, чтобы воспользоваться побочными плодами регулярного психофизического контакта. Незаметно избегая откровенности с собой, такой инструктор может на какое-то время подчинить себе учеников при помощи чужих образов и попытаться получить дополнительные выгоды вне ситуации равноценного обмена. Но будем откровенны, откат настанет неизбежно, накроет жестоко, внезапно и неприятно. Имя ему - амбивалентность.

Что делать учащемуся, который осознает себя в ситуации сильного переноса?

Пережить этап. Увлечение всегда сменяется равнодушием, а агрессия - безразличием, если вы подумаете о своих мотивах дольше и глубже обычного. Некоторым помогает психоанализ глубинных побуждений. Если вы чувствуете, что всем сердцем любите или ненавидите кого-то, в сущности, постороннего и относительно малоизвестного, осознайте, кто на самом деле является причиной всех этих чувств. Возможно, вы даже удивитесь. Но только не пытайтесь на основе эмоций переноса что-то кардинально менять и решать.

Если вы осознали, что практиковали что-либо под влиянием переноса - просто ответьте себе, нужна ли вам такая практика в дальнейшем:

  • Если ответ "нет" - перестаньте, и ни в чем себя не вините. Вы взяли для себя то, что хотели и могли. Необязательно тащить по равнине плот, на котором вы переплыли реку.
  • Если ответ "да" - спокойно продолжайте практику без лишних сценических эффектов. Можно даже не беспокоить своими откровениями инструктора, если инструктор и ваш личный психоаналитик - не один и тот же человек. Ваши внутренние мотивы - это ваши внутренние мотивы. Выставляя их напоказ, вы обречены выглядеть незрелым, просящим или провоцирующим, все еще нуждающимся в помощи. Учтите это.

Если вы уже прошли этап осознания переноса и работы с ним

fight-transfer-3То есть, вы стали четко понимать, где прошлое - где настоящее. Не строите расплывчатых иллюзий, не имеете необоснованных планов. Не ждете, что этот человек сейчас поступит так же, как тот человек тогда. Не корите и не преследуете себя за свои эмоции, но соглашаетесь тем, что они есть (были), и принимаете себя в связи с этим, так, чтобы не мешать окружающим. "Очистили" мотивацию практики от эмоций, связанных с личностями инструктора и других практикующих...

...но стесняетесь, или не знаете, как объяснить кому-то свои прошлые реакции - не переживайте, как правило, люди так заняты собой, что никто ничего не заметил. А если кто и заметил - то не запомнил. А если кто запомнил - то тому все равно. А если кому-то не все равно - ваша очередь поступить благородно с тем, у кого перенос... на вас.

Так что переживать не о чем, практикуйте спокойно и на здоровье!

Подробнее о переносе в практике боевых искусств

Для удобства введем элементарные обозначения: по абсциссе разместим отношение сенсея к ученику, по ординате - разместим отношение ученика к инструктору. Условно: от полного пренебрежения до безусловного восхищения. Получаем квадратную матрицу. Теперь по очереди рассмотрим каждый из четырех случаев. Не будем касаться возраста и пола, они могут комбинироваться по-всякому, здесь это как раз не важно. Тут принцип соотнесения позиций. Итак,

  • Случай 1. Инструктор – отстраненность, ученик – отстраненность.

Ученик, придя в зал, подчеркивает, что вне вопросов техники ему ни до кого нет дела, тщательно избегает любых спонтанных реакций.

Инструктор демонстрирует подчеркнутую вежливость и строгость, обучая очень формально, и никогда не вдается в детали.

fight-transfer-4В дальнейшем безразличие будет только нарастать, сенсей не будет заинтересован в развитии навыков такого ученика. Ученик вынужден будет постоянно придерживаться громоздких формальностей, но при этом при всех удобных случаях уточнять, почему ничего не получается. Эта позиция очень напоминает постоянный поиск слабых мест в системе, поэтому инструктор будет эмоционально истощаться. И все быстро устанут. Всем будет уже не до того, зачем собрались на тренировку.

Скорее всего, у ученика будет отсутствовать ощущение прогресса. У сенсея будет недовольство мотивированностью ученика. Из-за этого они вскоре расстанутся ко взаимному удовольствию.

Ключевой вопрос: с какого момента возникло чувство взаимного безразличия?

  • Случай 2. Инструктор – отстраненность, ученик – перенос.

Ученик, придя в зал, старается максимально расположить к себе новых в его жизни людей, прилагая к этому много усилий. И «авансом» выдает весь накал страстей тому, кто имеет статус наставника (напористость зависит от уровня культуры ученика). Это опять-таки утомительно и тормозит развитие, так как отвлекает внимание от целей деятельности группы.

Поскольку сенсей является лидером группы, ему относительно легко подавлять чужие эмоциональные всплески; но для того, чтобы не навредить сверх меры, необходима чуткость.

Такой ученик может пытаться стать лучшим другом сифу и вне зала тоже, оказывать всевозможные услуги, восхищаться по любому поводу. Есть риск, что сенсей, из-за ряда своих личных предпочтений или опасений, перестанет с ним серьезно работать. Если инструктор будет строго придерживаться отстраненной позиции, фрустрированый ученик уйдет из зала. Это произойдет

- либо в агрессивном переключении (уход тогда является местью и способом добиться внимания);

- либо когда ученик после непростой внутренней работы осознает, что односторонний обмен энергией – это даже меньше, чем половина обмена (уход будет спокойным поиском лучших альтернатив).

Ключевой вопрос: чье место занимает инструктор в жизни ученика?

Сразу оговоримся, что мастеру в неконтролируемый перенос впадать несолидно. И в первых двух ситуациях как бы подразумевается, что мастер высечен из гранита. Но поскольку инструктор - живой человек со многими слабостями, в 95% случаев ему бывает свойственно время от времени выпускать из рук контроль над ситуацией.

  • Случай 3. Инструктор – перенос, ученик – перенос.

fight-transfer-2Ученику удастся "заразить" инструктора своим отношением, и инструктор начнет демонстрировать в ответ свое Идеальное Я. Либо же инструктор сильно заинтересуется учеником, и ученик согласится развивать личные отношения.

В дальнейшем сенсей будет бояться отступить от этой идиллии, будет бояться испортить Идеальный образ себя. Так он поставит себя в зависимость от внешних оценок:

- если после "медового месяца" синергии отношения качественно не изменятся, обоюдная зависимость плохо повлияет на ход тренировок. Ученик, чтобы никто не потерял лицо, должен будет постоянно поддерживать этот максимальный уровень любезности и восторга. Всем будет уже не до того, зачем собрались на тренировку. Один будет поддерживать свой образ, другой – восхищаться, а это опять-таки трудоемко и обоюдно тормозит развитие;

- если отношения выйдут за рамки обычной практики (попытки вместе начать проект, создать пару или общий бизнес...), после первых восторгов придется иметь дело не с Идеальными образами, а с реальностью. Всем будет уже не до того, зачем собрались на тренировку.

Поскольку обоюдное напряжение и подспудная агрессия будут накапливаться (неделями, месяцами, и даже годами), результат в 95% случаев предсказуем.

Ключевой вопрос: является ли практика боевых искусств компенсацией социальной нереализованности?

  • Случай 4. Инструктор – перенос, ученик – отстраненность.

Ученик, приходя в зал, дает понять, что вне тренировок ему нет дела до сифу, избегает неформальных контактов и уходит от ряда вопросов о себе, инвестируя в личные отношения минимально.

Инструктору тяжело исправлять ошибки, если ученик насторожен и, стремясь не поощрять избыточное внимание к себе, фильтрует поток ответной информации. Исчезает спонтанность. Кроме того, сенсею, даже если он заинтересован и вовлечен, тяжело передавать опыт, видя эмоциональную отдачу на порядок меньше своей собственной.fight-transfer-5

В дальнейшем напряжение будет только нарастать, и сенсей с определенного момента не сможет поддержать прогресс ученика. Кроме того, инструктор, не видя отдачи, будет постоянно то отвлекаться от процесса, то проявлять избыточное внимание, вплоть до навязчивости. И все быстро устанут. Всем будет уже не до того, зачем собрались на тренировку.

В итоге, ученику под давлением (настойчивость зависит от уровня культуры сифу, измеряемого тактом и опытом) придется принимать решение:

- либо идти навстречу желаниям инструктора,

- либо уходить из зала.

В последнем случае дополнительное ускорение ему придаст накопленная инструктором мстительность.

Ключевой вопрос: действительно ли мастер живет так, как говорит?

Что же делать и не делать?

Есть несколько рецептов.

Во-первых, какие бы вы эмоции не испытывали – не навязывайте их другим, не убедившись несколько раз в адекватности этого. Ведь ученик пришел с целью обучаться у инструктора, а инструктор занимается обучением учеников. Это главная цель групповых занятий.

Во-вторых, ученику не стоит провоцировать учителя на излишнюю открытость; учителю не стоит забывать, что эмоциональность ученика важна ему в контексте обучения, и только обучения.

fight-transfer-6Никому не надо отстраняться. Иначе не получится передачи навыков и опыта.

Никому не надо вовлекаться. Иначе не получится передачи навыков и опыта.

  • Ученику необходимо быть внимательным и вовлеченным, но учитывать интенсивность и характер переноса.
  • Сенсею необходимо не только реагировать на состояние ученика, но и учитывать собственное.

Если несмотря на это, ученик с сенсеем подружатся, эта приязнь будет построена на конструктивных отношениях: на зрелой симпатии. На уважении реального, а не Идеального Я друг друга. Такое искреннее, но взвешенное отношение будет полезно обоим. Именно это позволит работать вместе многие годы. Ничем не мешать друг другу, но поддерживать идущих рядом и принимать поддержку.

Удачи вам в ваших практиках! 

bird-cherry tree